Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Применения педагогических технологий обучения в преподавании информатики.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Рогозина Светлана Яковлевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2023»  (март, 2023)
Количество просмотров статьи: 205
Показать PDF версию Применения педагогических технологий обучения в преподавании информатики.

Рогозина Светлана Яковлевна
учитель информатики
МБОУ СОШ № 12 МО
город-курорт Анапа

Педагогический стаж работы — 29 лет.

Считаю, что главная моя Задача, как учителя информатики: подготовка учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения, воспитание информационно культурного человека.

В своей профессиональной деятельности я придерживаюсь следующих принципов:

· Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ученику право выбора с осознанной ответственностью за этот выбор.

· Принцип открытости — Не только давать знания, но еще и показывать их границы, сталкивая учащихся с проблемами, решение которых лежат за пределами изучаемого курса.

· Принцип обратной связи — Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи

· Принцип деятельности — Освоение учащимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

В основе моей методической системы преподавания лежат четыре образовательные технологии: игровая, технология портфолио, проектная технология и технология ТОГИС (технология обучения в глобальной информационной сети).

Игровая технология. Становление моей методической системы начиналось с применения именно этой технологии. Я столкнулась с проблемой — низкая мотивация учащихся в изучении информатики (слабая материальная база). Главная цель игровой технологии: использование эффективных методов обучения и методических приемов для активизации познавательной деятельности ученика с учетом индивидуальных особенностей ребенка. И мы стали играть. А я, как учитель, через игровую деятельность смогла решить такие задачи, как:

1. повышение познавательного интереса к предмету;

2. формирование прочных осознанных знаний по предмету;

3. повышение мотивации к самообразованию;

4. укрепление межпредметных связей;

5. приобретение коммуникативных компетентностей;

В настоящее время игровые технологии применяю и как отдельный элемент урока на любом из его этапов, и в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, и как технологию для внеклассной работы.

Технология портфолио.

Большую роль в успешности современного человека играет умение правильно оценивать свои достижения, умение четко планировать деятельность, анализировать и представлять результаты своей работы. Сформировать опыт учащихся по работе со своими материалами помогает технология портфолио. Применяя эту образовательную технологию можно решить следующие задачи:

· раскрытие индивидуальных способностей учащихся;

· создание условий для творческого роста;

· формирование положительных нравственных качеств;

· развитие информационной культуры;

· развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.

Мои учащиеся создают электронные портфолио своих работ. Они учатся самостоятельно решать, какие именно работы сохранить в папке, обосновывая свой выбор, какие документы использовать для представления своих достижений. Моя роль как учителя при работе с данной технологией заключается в методическом сопровождении ребят, в контроле систематической работы с портфолио, в советах по использованию различные способы демонстрации своих успехов и достижений.

Проектная технология. Проекты и исследовательские работы в рамках урочной и внеурочной деятельности по предмету можно использовать в школе на любой ступени обучения. Они позволяют мне развить у учащихся неподдельный интерес, расширить границы своего предмета и найти ту область, в которой ребенку легче воспринимать новую информацию и применять на практике получаемые знания, совершить первые профессиональные пробы и обрести понимание того, какими компетенциями должен обладать специалист сферы информационно-коммуникативных технологий.

Виды проектов используемых в урочной и внеклассной деятельности.

· практико-ориентированный проект (социальные проекты);

· исследовательский проект (научно-исследовательская работа);

· информационный проект (сбор и анализ информации);

· творческий проект (свободный выбор представления результатов исследования);

· сетевой проект.

Технология ТОГИС — (технология обучения в глобальной информационной сети). Относится к новейшим образовательным технологиям. Разработана доктором педагогических наук Гузеевым Вячеславом Валерьяновичем. Является логическим продолжением интегральной образовательной технологии.

Особенность этой технологии заключается в том, что основное внимание уделяется не содержанию учебного материала, а способам работы с ним. Это реализуется через систему познавательных задач, которые содержат, если таковой существует, культурный образец для сравнения с ним продукта деятельности учащихся.

Меня технология ТОГИС привлекает, прежде всего тем, что предполагает широкое использование в образовательном процессе ресурсов сети Интернет, позволяя при изучении некоторых тем отказаться от традиционных учебников, которые не успевают за темпами развития сетевых и информационно — коммуникационных технологий (Сервисы интернет, устройства ПК и.т.д.). Данная образовательная технология позволяет в процессе учебной деятельности формировать информационно-коммуникационные компетентности, которые носят надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер, способствуя повышению информационной культуры учащихся.

Интеграция и систематическое использование перечисленных технологий позволяет достичь следующего: учащиеся

· осваивают работу с источниками информации и с современными средствами коммуникации;

· учатся критически осмысливать информацию, поступающую из разных источников, формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

· учатся решать познавательные и практические задачи.

· осваивают различные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах,

· умеют аргументировано защищать свою позиции, оппонировать иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;

· выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Эффективность применения моей методической системы в урочной деятельности можно оценить по следующим результатам:

· 100% обученность по предмету за последние три года.

· Наблюдается позитивная динамика среднегодовой оценки по параллелям;

· Наблюдается позитивная динамика качества знаний по параллелям.

Учащиеся, выбравшие экзамен по информатике, подтверждают свои годовые оценки. На экзамене в 9 классе, проводимом ТЭК, средний балл по школе выше среднекраевого показателя. Средний балл на экзамене в 11 классе в форме ЕГЭ также выше среднекраевого уровня.

Мои учащиеся являются призерами и победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике на протяжении последних трех лет.

Эффективность применения моей методической системы можно проследить и во внеурочной деятельности: Это отражается в повышении мотивации учащихся в изучении информатики. Значительно увеличилось общее количество ребят, которые принимают участие в конкурсах и мероприятия по информатике на различных уровнях.