Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Применение шахматной методологии в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов в бизнесе

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Терентьева Юлия Германовна, Гныдка Ярослав Романович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2019»  (апрель, 2019)
Количество просмотров статьи: 1288
Показать PDF версию Применение шахматной методологии в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов в бизнесе

Терентьева Юлия Германовна
кандидат эконом.наук, доцент
E-mail: luckyterenteva@yandex.ru
Санкт-Петербург, Россия

Гныдка Ярослав Романович
директор международной
шахматной школы ChessToGo
Санкт-Петербург, Россия

В настоящее время существенным преимуществом любой организации в современном динамичном и быстро меняющемся мире является развитие кадрового потенциала и необходимость повышения конкурентоспособности специалистов. Руководитель нового типа постоянно находится в поиске новых методов качественных приемов для развития как своих собственных ресурсов управления, так и человеческих ресурсов своих сотрудников и команды в целом. Эффективные инструменты для повышения процесса принятия управленческих решений предоставляет методология шахмат. Эта игра направлена на развитие логических мыслительных возможностей и создания управленческих стратегий.

Шахматы прошли долгий путь. История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. По мере развития и продвижения в разные страны правила игры видоизменялись, шахматам присваивались магические и даже лечебные свойства. О шахматах написано много художественных произведений: так, шахматы присутствуют в книгах Валентина Катаева, Ильфа и Петрова, Юрия Олеши, Василия Аксенова и других замечательных писателей. Как сказал один из крупнейших шахматистов и теоретиков шахмат в истории ЗигбертТарраш — «Шахматы, подобно музыке, или любому другому искусству, способны делать человека счастливым» [1].

Так что же это искусство, увлечение, спорт или наука? Попытки однозначно сформулировать, что такое шахматы, приводят обычно к затяжным спорам, но не убедительным решениям. Очевидно одно, для гроссмейстера, художника, космонавта или бизнесмена шахматы являются идеальной лабораторией для обработки процесса принятия решения. Шахматы являются хорошим средством воспитания воли и характера, хотя это и достигается разными путями у спортсмена и шахматиста [2].

Шахматы привлекают людей из разных сфер деятельности. О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. При всех достоинствах, шахматы еще и очень доступны, технологичны и всесезонны. Играть в шахматы можно в любую погоду и в любых условиях [3]. Для одних шахматы становятся неким уникальным тренажером для жизни и бизнеса, для других основным видом деятельности.

Шахматы становятся всё более серьёзным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Неслучайно шахматную грамоту использовали для подготовки военных специалистов для обороны стран. Разумеется, по сравнению с 64 клетками шахматной доски сферы бизнеса и военного дела кажутся безграничными. Но шахматы как раз в силу своего ограниченного масштаба представляют собой очень удобную модель для отработки навыков принятия решений. Учат быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели. Помогают выработать в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учат самодисциплине, что особенно важно для повышения конкурентоспособности в бизнесе в наше время [4]. Во многом, по этой причине шахматные уроки уже введены не только в общеобразовательных школах, но и вузах Европы и во многих регионах России. Открываются кафедры шахматного искусства, факультативы; в учебном плане появляются дисциплины, связанные с шахматами в широком смысле: стратегии, теория игр, теория вероятностей, теория чисел, компьютерные переборы ситуаций — большой арсенал методик. Конечно, далеко не все дисциплины содержать в своем названии слово «шахматы», но многие соотносятся с тем, с чем приходится сталкиваться в шахматах в теории и на практике. Освоение этих дисциплин способствует приобретению компетенций, которые помогут в постижении этой логической игры для ведения бизнеса.

В ближайшее время слушатели высших учебных заведений Министерства обороны и Российской гвардии приступят к изучению новой дисциплины — в учебной программе появятся специальные уроки шахмат, о чем сообщил президент Международной федерации шахмат (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов. Произойдет это в рамках реализации программы One billion chess players (миллиард человек, играющих в шахматы на планете) [5].


В самой компьютеризованной стране Европы — Голландии — при найме на работу программистов предпочтение отдается тем выпускникам вузов, кто умеет играть в шахматы. Многие предприниматели признают, что владение шахматной игрой очень помогает им в бизнесе. Главное отличие хорошего игрока, также как и предпринимателя — умение выбирать из всего многообразия вариантов правильное и принимать быстрые решения в условиях неопределенности. Шахматы учат не только делать верные ходы, но и анализировать собственные ошибки. Используя собственный шахматный опыт в жизни, и научившись разбирать по пунктам свои действия, можно избежать многих тактических и стратегических просчетов и научиться сосредотачиваться на главном, не распыляя свои силы. С этой целью проводятся бизнес тренинги показывающие многогранность шахмат как источник приемов, техник и видения для бизнеса, управления и реализации жизненных стратегий. «Странно мне видеть падишаха, который не умеет играть в шахматы. Как же он будет управлять государством?» — считает Ардашир Папакан — основатель и первый царь династии Сасанидов в Иране в 224—241гг. [6].

Все чаще корпоративные шахматные турниры проводятся и внутри крупных компаний, и между целыми структурами, такими как, «Сбербанк», Госдума, «Интер РАО», ФСК ЕЭС. В некоторых из них работают шахматисты международного класса. Например, в начале апреля этого года в Москве состоялся традиционный турнир между командами Госдумы и Центробанка. От банкиров в турнире, например, была международный гроссмейстер Анна Душенок, а от Госдумы — мастер спорта международного класса Екатерина Кирсанова. А ректор РГСУ и большая поклонница шахмат Наталья Починок не только принимает на площадке своего ВУЗа международные шахматные турниры, но и активно продвигает внедрение преподавания шахмат в общеобразовательную школьную программу. Многие компании, для повышения уровня конкурентоспособности своей компании за счет развития персонала, все чаще стали обращаются за помощью не только в тренинговые компании, но и в шахматные школы. Например, международная шахматная школа ChessToGo во главе с руководителем Гныдка Ярославом Романовичем сотрудничая с Европейскими шахматными федерациями одна из первых стала организовывает шахматные сборы и международные турниры не только для юных игроков и состоявшихся шахматистов, но и для бизнесменов по всему миру. В апреле месяце этого года опытные специалисты этой школы провели уже не первый закрытый шахматный турнир в Санкт-Петербурге для работников Ростелеком [7].

Преимуществом игры в шахматы является умение освобождаться от волнений, плохого настроения, связанных с неприятностями, неудачами и проигрышами, неизбежными при игре. Психологическая устойчивость, уверенность в собственные силы,- непременные спутники успеха и в бизнесе. Ведь ни для кого не секрет, что путь к успеху лежит через цепь неудач. По статистике у 98% людей — первый год в бизнесе не успешный, 90% людей бросили начатое дело, так как не поняли главных принципов успеха. И только 5-8% людей справляются и правильно принимают неудачи [3]. Если рассмотреть истории успеха некоторых известных бизнесменов, можно обнаружить, что абсолютное большинство этих людей сталкивались с неудачами, но они их не сломили, они шли к поставленной цели порой начиная все с нуля [2]. Эта игра учит спокойнее и хладнокровнее относиться к неудачам. В конце концов, без поражений и сделанных из них выводов не бывает побед [4]. Тренировка этих качеств открывает большие возможности перед каждым. Однако получение данных качества достигается только с помощью систематических игр в шахматы. Можно приучить себя использовать во время напряженной шахматной работы каждую свободную минуту для отдыха мозга — торможения очагов возбуждения в его коре.

Таким образом, шахматы прививают много положительных качеств, развивают логику, психологические, математические, мыслительные способности. За шахматной доской можно развить навыки, необходимые для управления любой компанией и это будет дешевле и эффективнее модных тренингов. Хороший шахматист может стать прекрасным членом общества, бизнесменом, чиновником — шахматы полезны всем. Для этого надо неустанно совершенствовать свои навыки, развивать таланты, не бояться испытаний и преодолевать препятствия. Как сказал «наследный принц шахмат», Пауль Керес — известный эстонский шахматист, трижды чемпион Советского Союза, один из самых сильных игроков в 30-60-х годах XX века — «Никто и никогда не рождался мастером. Путь к этому званию лежит через годы учёбы, борьбы, радости и печали» [1].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авербах Ю.Л. Шахматы на сцене и за кулисами. — М7, 2003.
  2. Алифиров, А.И. Развитие интеллектуальных способностей студентов посредством игры в шахматы / А.И. Алифиров, А.В. Зарывкина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2016.- Т.1Б № 1
  3. Газета Уральского Государственного Экономического Университета «Экономист» № 1023 . ноября 2018
  4. Карпов А.Е. Шахматы в наши дни. — М7, 1998.
  5. Каспаров Г. К 28 Шахматы как модель жизни / Гарри Каспаров. — М.: Эксмо, 2007. — 352 с.
  6. Михайлова, И.В. Применение инфокоммуникационных средств обучения в многолетней подготовке спортсменов — шахматистов / И. В. Михайлова, С.В. Шмелева, А.С. Махов // Теория и практика физ.культуры. — 2015. — № 5.
  7. Наука и жизнь № 4, апрель 2019, Шахматы в художественной литературе https://www.nkj.ru/archive/articles/11063/
  8. https://64ab.ru/interesnye-materialy-o-shakhmatakh/186-psikhologiya-i-masterstvo