Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Применение практико-ориентированных задач как средство формирования профессиональных компетенций у студентов специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Макарова Анжела Олеговна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2024»  (сентябрь, 2024)
Количество просмотров статьи: 169
Показать PDF версию Применение практико-ориентированных задач как средство формирования профессиональных компетенций у студентов специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Макарова Анжела Олеговна,
преподаватель,
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж автоматизации производственных
процессов и прикладных информационных систем»

Аннотация: Формирование ключевых компетенций студентов согласно ФГОС среднего профессионального образования требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено фомированию деятельностно-компетентностного подхода через внедрение практико-ориентированных задач.

Ключевые слова: образовательные стандарты, инновационные технологии, профессиональные компетенции, деятельностно-компетентностный подход, практико-ориентированные задачи.

Одним из направлений развития профессионального образования являются практико-ориентированные технологии, направленные на формирование профессиональных компетенций специалиста.

Практико-ориентированное обучение — это вид обучения, целью которого является формирование у обучающихся профессиональных компетенций, востребованных сегодня работодателями, а также формирование понимания того, где полученные компетенции применяются на практике [1].

Принимая во внимание требования работодателей, подготовка специалистов должна быть направлена прежде всего на то, чтобы специалист не только освоил определенный государственным образовательным стандартом уровень знаний и умений для работы в избранной области, но и научился при необходимости самостоятельно получать недостающие знания и умения.

На сегодняшний день ставится задача совершенствования профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности [1, 2].

Формирование профессиональных компетенций студентов требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено формированию деятельностно-компетентностного подхода через внедрение практико-ориентированных задач.

Практико-ориентированные задачи выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций специалиста. Такие задачи строятся путем решения производственных ситуаций, в которых умения и навыки студентов по учебным дисциплинам профессионального цикла являются необходимым условием подготовки студентов к решению профессиональных задач, входящих в компетенции специалиста.

Освоение требуемых компетенций может быть реализовано только при практико-ориентированном подходе к обучению. Особая роль в формировании профессиональных компетенций современного специалиста отводится внедрению в учебный процесс программ автоматизации бухгалтерского учета. Использование программ автоматизации бухгалтерского учета позволяет сформировать целый ряд общих и профессиональных компетенций, которые в дальнейшем могут быть успешно применены в профессиональной деятельности.

Следует отметить, что успешное освоение навыков работы в программах автоматизации бухгалтерского учета невозможно без достаточного уровня знаний по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям, отражающим содержание будущей специальности, т.к. цель обучения работе с профессионально-ориентированным программным обеспечением заключается не в механическом запоминании студентами последовательности выполнения команд в программе, а в осознанном продуманном подходе к автоматизации своей профессиональной деятельности.

Одна из перспективных технологий практико-ориентированного обучения в последние годы- кейс-технология, которая способствует развитию у студентов самостоятельности мышления, объединяет теорию и практику, предполагает изучение реальных ситуаций из практической профессиональной деятельности.

Материалы кейса, предлагаемые студентам на занятиях, должны носить комплексный характер и давать студентам возможность совершенствования своих профессиональных навыков в условиях, максимально приближенных к реальным. В итоге каждый кейс отражает конкретную ситуацию, с которой студент может столкнуться в ходе своей будущей профессиональной деятельности. При этом практические кейсы логически взаимосвязаны, что позволяет студенту видеть ситуацию в целом и выбирать наиболее оптимальные способы решения поставленной задачи. В начале задания небольшие, состоящие всего из нескольких простых операций, затем задания усложняются таким образом, чтобы повторить и закрепить уже знакомый материал и самостоятельно освоить новые операции.

Наиболее показательным примером описанного выше подхода является обучение студентов второго курса специальности «Экономика и бухгалтерский учет» работе в программе автоматизации бухгалтерского учета 1С: Бухгалтерия 8.3.

Целью обучения является получение практического опыта работы в специализированной программе автоматизации бухгалтерского учета (1С: Бухгалтерия 8) в реализации учетных задач.

Все практические задания представляют собой сквозную задачу, которая охватывает различные этапы организации и ведения учета, начиная с момента создания предприятия и до получения отчетности. Все хозяйственные операции выполняются исключительно на основании первичных документов: платежных поручений, кассовых ордеров, банковских выписок, товарных накладных, счетов-фактур и т. п. Каждый документ несет некоторое сообщение о свершившемся факте хозяйственной жизни, который должен быть правильно оценен и отражен в программе.

Цель выполнения каждого задания -закрепить практические навыки по отражению в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни и освоить профессиональные компетенции по МДК 01.01 «Практические основы бухгалтерского учета активов организации» и МДК 02.01 «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации»:

— ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

— ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

— ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

— ПК 2.1 Формировать бухгалтерские проводки по учету источников активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Каждый студент на основании задания, формирует свою информационную базу, что делает его работу индивидуальной и позволяет исключить копирование информации.

В ходе выполнения задания студенты демонстрируют знание предметной области, а также осваивают автоматизированную форму ведения учета:

— заполнение справочников;

— формирование первичных учетных документов по операциям,

— внесение данных по сгруппированным документам в регистры бухгалтерского учета;

— формирование бухгалтерских проводок по учету хозяйственных операций;

— формирование специальных и регламентированных отчетов.

Что соответствует профессиональным компетенциям.

На начальном этапе необходимо внести в информационную базу справочные данные, которые будут использоваться для дальнейшей работы.

Справочники будут использоваться при формировании первичных документов и отчетов. Очень важно, чтобы каждый реквизит был внесен правильно.

Далее необходимо сформировать первичные документы. Первичные документы — это обоснование любой хозяйственной операции, имевшей место в отчетном периоде. Если при заполнении электронной формы документа будет допущена ошибка, то сумма, указанная в документе, не будет верно принята к учету.

Заполнение справочников и документов позволяет сформировать профессиональную компетенцию:

— ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.

Документов, предложенных для выполнения задания, должно быть столько, чтобы студент научился самостоятельно выполнить все действия без подсказки преподавателя. Первый документ обрабатывается вместе с преподавателем, следующий документ — самостоятельно, но с обязательной проверкой результата, и только после этого студент выполняет все необходимые действия полностью самостоятельно, а преподаватель оценивает полученный результат. Такой подход позволяет значительно повысить эффективность обучения.

Обязательно проводиться контроль проведения документа, правильность формирования бухгалтерских проводок. Если все действия студент выполнил правильно, то сумма в документе будет принята к учету и войдет в отчетную информацию при определении результатов хозяйственной деятельности за отчетный период. Так формируются профессиональные компетенции:

— ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.

— ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

— ПК 2.1 Формировать бухгалтерские проводки по учету источников активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.

Подобные задания позволяют студенту не только продемонстрировать свои знания и умения преподавателю, но и самостоятельно оценить свой профессиональный уровень в реальных условиях.

Контроль правильности выполнения осуществляется путем проверки отчетов, формируемых студентами в ходе выполнения заданий. В ходе выполнения задания студент формирует отчет в формате MS Word. Каждый отчет содержит скриншоты, отражающие все хозяйственные операции, производимые студентами в базе, которые сопровождаются комментариями. Обязательно проверяется информационная база.

Практические занятия с использованием современных программных средств по формированию требуемых профессиональных компетенций основаны на детальной проработке отдельных вопросов и ситуаций, касающихся будущей профессиональной деятельности.

Некоторые авторы [3, 4] считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Описанный выше подход делает занятия интересными, динамичными и эффективными, тем самым обеспечивая необходимый практический опыт по работе с профессиональным программным обеспечением и освоение требуемых профессиональных компетенций.

Список литературы

1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в Рос сии. 2006. — № 1. — С. 45-52.

2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика — 2003. — № 10. — С. 8-14.

3. Образцов П. Новый тип обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. — 2001. — № 6. — С. 54-58.

4. Дмитриенко Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика.— 2004. — № 2. — С. 54-59.