Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Макарова Анжела Олеговна,
преподаватель,
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж автоматизации производственных
процессов и прикладных информационных систем»
Аннотация: Формирование ключевых компетенций студентов согласно ФГОС среднего профессионального образования требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено фомированию деятельностно-компетентностного подхода через внедрение практико-ориентированных задач.
Ключевые слова: образовательные стандарты, инновационные технологии, профессиональные компетенции, деятельностно-компетентностный подход, практико-ориентированные задачи.
Одним из направлений развития профессионального образования являются практико-ориентированные технологии, направленные на формирование профессиональных компетенций специалиста.
Практико-ориентированное обучение — это вид обучения, целью которого является формирование у обучающихся профессиональных компетенций, востребованных сегодня работодателями, а также формирование понимания того, где полученные компетенции применяются на практике [1].
Принимая во внимание требования работодателей, подготовка специалистов должна быть направлена прежде всего на то, чтобы специалист не только освоил определенный государственным образовательным стандартом уровень знаний и умений для работы в избранной области, но и научился при необходимости самостоятельно получать недостающие знания и умения.
На сегодняшний день ставится задача совершенствования профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности [1, 2].
Формирование профессиональных компетенций студентов требует внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Особое внимание уделено формированию деятельностно-компетентностного подхода через внедрение практико-ориентированных задач.
Практико-ориентированные задачи выступают средством формирования у студентов системы интегрированных умений и навыков, необходимых для освоения профессиональных компетенций специалиста. Такие задачи строятся путем решения производственных ситуаций, в которых умения и навыки студентов по учебным дисциплинам профессионального цикла являются необходимым условием подготовки студентов к решению профессиональных задач, входящих в компетенции специалиста.
Освоение требуемых компетенций может быть реализовано только при практико-ориентированном подходе к обучению. Особая роль в формировании профессиональных компетенций современного специалиста отводится внедрению в учебный процесс программ автоматизации бухгалтерского учета. Использование программ автоматизации бухгалтерского учета позволяет сформировать целый ряд общих и профессиональных компетенций, которые в дальнейшем могут быть успешно применены в профессиональной деятельности.
Следует отметить, что успешное освоение навыков работы в программах автоматизации бухгалтерского учета невозможно без достаточного уровня знаний по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям, отражающим содержание будущей специальности, т.к. цель обучения работе с профессионально-ориентированным программным обеспечением заключается не в механическом запоминании студентами последовательности выполнения команд в программе, а в осознанном продуманном подходе к автоматизации своей профессиональной деятельности.
Одна из перспективных технологий практико-ориентированного обучения в последние годы- кейс-технология, которая способствует развитию у студентов самостоятельности мышления, объединяет теорию и практику, предполагает изучение реальных ситуаций из практической профессиональной деятельности.
Материалы кейса, предлагаемые студентам на занятиях, должны носить комплексный характер и давать студентам возможность совершенствования своих профессиональных навыков в условиях, максимально приближенных к реальным. В итоге каждый кейс отражает конкретную ситуацию, с которой студент может столкнуться в ходе своей будущей профессиональной деятельности. При этом практические кейсы логически взаимосвязаны, что позволяет студенту видеть ситуацию в целом и выбирать наиболее оптимальные способы решения поставленной задачи. В начале задания небольшие, состоящие всего из нескольких простых операций, затем задания усложняются таким образом, чтобы повторить и закрепить уже знакомый материал и самостоятельно освоить новые операции.
Наиболее показательным примером описанного выше подхода является обучение студентов второго курса специальности «Экономика и бухгалтерский учет» работе в программе автоматизации бухгалтерского учета 1С: Бухгалтерия 8.3.
Целью обучения является получение практического опыта работы в специализированной программе автоматизации бухгалтерского учета (1С: Бухгалтерия 8) в реализации учетных задач.
Все практические задания представляют собой сквозную задачу, которая охватывает различные этапы организации и ведения учета, начиная с момента создания предприятия и до получения отчетности. Все хозяйственные операции выполняются исключительно на основании первичных документов: платежных поручений, кассовых ордеров, банковских выписок, товарных накладных, счетов-фактур и т. п. Каждый документ несет некоторое сообщение о свершившемся факте хозяйственной жизни, который должен быть правильно оценен и отражен в программе.
Цель выполнения каждого задания -закрепить практические навыки по отражению в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни и освоить профессиональные компетенции по МДК 01.01 «Практические основы бухгалтерского учета активов организации» и МДК 02.01 «Практические основы бухгалтерского учета источников формирования активов организации»:
— ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
— ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
— ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
— ПК 2.1 Формировать бухгалтерские проводки по учету источников активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Каждый студент на основании задания, формирует свою информационную базу, что делает его работу индивидуальной и позволяет исключить копирование информации.
В ходе выполнения задания студенты демонстрируют знание предметной области, а также осваивают автоматизированную форму ведения учета:
— заполнение справочников;
— формирование первичных учетных документов по операциям,
— внесение данных по сгруппированным документам в регистры бухгалтерского учета;
— формирование бухгалтерских проводок по учету хозяйственных операций;
— формирование специальных и регламентированных отчетов.
Что соответствует профессиональным компетенциям.
На начальном этапе необходимо внести в информационную базу справочные данные, которые будут использоваться для дальнейшей работы.
Справочники будут использоваться при формировании первичных документов и отчетов. Очень важно, чтобы каждый реквизит был внесен правильно.
Далее необходимо сформировать первичные документы. Первичные документы — это обоснование любой хозяйственной операции, имевшей место в отчетном периоде. Если при заполнении электронной формы документа будет допущена ошибка, то сумма, указанная в документе, не будет верно принята к учету.
Заполнение справочников и документов позволяет сформировать профессиональную компетенцию:
— ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
Документов, предложенных для выполнения задания, должно быть столько, чтобы студент научился самостоятельно выполнить все действия без подсказки преподавателя. Первый документ обрабатывается вместе с преподавателем, следующий документ — самостоятельно, но с обязательной проверкой результата, и только после этого студент выполняет все необходимые действия полностью самостоятельно, а преподаватель оценивает полученный результат. Такой подход позволяет значительно повысить эффективность обучения.
Обязательно проводиться контроль проведения документа, правильность формирования бухгалтерских проводок. Если все действия студент выполнил правильно, то сумма в документе будет принята к учету и войдет в отчетную информацию при определении результатов хозяйственной деятельности за отчетный период. Так формируются профессиональные компетенции:
— ПК 1.3 Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
— ПК 1.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
— ПК 2.1 Формировать бухгалтерские проводки по учету источников активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Подобные задания позволяют студенту не только продемонстрировать свои знания и умения преподавателю, но и самостоятельно оценить свой профессиональный уровень в реальных условиях.
Контроль правильности выполнения осуществляется путем проверки отчетов, формируемых студентами в ходе выполнения заданий. В ходе выполнения задания студент формирует отчет в формате MS Word. Каждый отчет содержит скриншоты, отражающие все хозяйственные операции, производимые студентами в базе, которые сопровождаются комментариями. Обязательно проверяется информационная база.
Практические занятия с использованием современных программных средств по формированию требуемых профессиональных компетенций основаны на детальной проработке отдельных вопросов и ситуаций, касающихся будущей профессиональной деятельности.
Некоторые авторы [3, 4] считают наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.
Описанный выше подход делает занятия интересными, динамичными и эффективными, тем самым обеспечивая необходимый практический опыт по работе с профессиональным программным обеспечением и освоение требуемых профессиональных компетенций.
Список литературы
1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в Рос сии. 2006. — № 1. — С.
2. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика — 2003. — № 10. — С.
3. Образцов П. Новый тип обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. — 2001. — № 6. — С.
4. Дмитриенко Т. А. Образовательные технологии в системе высшей школы // Педагогика.— 2004. — № 2. — С.