Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Богданович Е.Г.
старший преподаватель
кафедры межкультурных коммуникаций
и международного туризма
УО «ГГУ им Ф. Скорины»
г. Гомель, Республика Беларусь
В современном мире использование ИКТ при проведении занятий по иностранному языку уже стало необходимой частью процесса обучения. Информационно-коммуникативные технологии прочно вошли в нашу повседневную жизнь. В связи с этим наметилась тенденция к информатизации в сфере образования, направленная на активное применение новейших информационных технологий, которые должны способствовать формированию и развитию личности, способной быстро и без труда ориентироваться в стремительно меняющемся информационном пространстве современного мира.
Существует множество определений термина «информационно-коммуникативные технологии». Например, ИКТ — это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах её пользователей [2].
Новые информационные технологии — это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения и воспитания.
Применение на занятиях по иностранному языку ИКТ преследует определенные цели, среди которых можно назвать следующие:
— повышение мотивации к изучению языка для реального общения на этом иностранном языке;
— формирование и совершенствование навыков, способствующих самостоятельному изучению иностранного языка;
— развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, умение грамматически и лексически выстраивать речь и формулировать мысли;
— пополнение лексического запаса и знаний о традициях, особенностях и культуре страны изучаемого языка;
Активное использование на занятиях информационных технологий не исключает применения и традиционных методов обучения, напротив, помогает устранить некоторые проблемы и недостатки, присущие порой давно привычным и знакомым методам.
Использование на занятии компьютера помогает добиться более высокой мотивации у студентов, более полно и наглядно преподнести фонетическую информацию. Специфика предмета практическая фонетика предусматривает активное и частое использование ИКТ на практических занятиях по предмету.
Основной сложностью данного предмета является то, что для студентов первого курса, пришедших после школы, эта школьная дисциплина является совершенно новой и зачастую во многих школах при обучении иностранному языку очень мало внимания уделяют правильному произношению и интонированию. Сталкиваясь же с данной дисциплиной в университете, студенты зачастую чувствуют себя растерянными из-за специфика нового предмета с обилием новой терминологии и необходимостью много и правильно произносить.
Наличие только учебника мало чем может помочь в освоении данной дисциплины. Поэтому на занятиях по практической фонетике просто необходимо постоянно использовать компьютер с презентациями и наглядными схемами строения органов речи, а также прослушивать речь носителей языка, для более правильного формирования произносительных навыков у студентов. Использование различных интерактивных программ делает возможным в режиме реального времени отработать произносительные навыки и сразу же быть проверенным при помощи той же программы и контролем со стороны преподавателя. Подобный вид работы очень хорошо подходит и для внеурочных занятий, для отработки и совершенствования фонетических и произносительных навыков дома.
При обучении фонетике и устной речи очень важно применять прием визуализации произносимого. С помощью компьютера мы имеем возможность прослушивать в удобном для нас темпе иностранную речь, а также получаем возможность сопоставления услышанного с написанием слова, в чем очень помогают субтитры.
С целью отработки и самоконтроля произносительных навыков, на занятиях фонетики и практики устной речи и в качестве домашнего задания целесообразно применять микрофон для записи студентами своей речи с последующим прослушиваем и оценкой своего произношения как ими самими, так и преподавателем на занятии.
Очень важно тренировать и развивать понимание услышанного аутентичного текста. Для этой цели в Сети можно подобрать множество аудиозаписей с готовыми заданиями, выполняя которые студенты имеют возможность не только пополнить свой словарный вопрос, посмотрев предложенный компьютерной программой перевод, но и не ошибиться с правильным прочтением и произнесением ранее незнакомого слова.
Следует также не обойти вниманием и электронные словари, которые могут помочь не только в переводе, но и помогают увидеть транскрипцию искомого слова, что, например, очень важно для немецкого языка. Так как, в отличие от английского языка, с немецкой транскрипцией учащиеся сталкиваются уже только став студентами высшего учебного заведения.
При обучении устной иноязычной речи использование ИКТ также способствуют развитию творческого потенциала учащихся, учит их подбирать, сортировать, подготавливать и компоновать материал.
Исходя из того, что основной задачей при обучении иностранному языку является обучение таким видам речевой деятельности как чтение, письмо, говорение и аудирование, использование в учебном процессе и домашней подготовке специальных компьютерных программ является своего рода тренажёром, который способствует организации самостоятельной работы студента. Благодаря постоянному их использованию, обучающиеся начинают самостоятельно формировать свои знания. Ведь общеизвестно, что знания, которые поступают к нам в готовом виде и получаемые нами без особых дополнительных усилий с нашей стороны остаются в памяти совсем недолго, а то и вовсе проходят мимо, а те, для получения которых мы приложили собственные усилия, с большой болей вероятности, останутся в нашей памяти надолго.
Литература:
1. Стандарты электронного правительства. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/52e95e73d5056c93c32575fc0040b4d9. — Дата доступа: 31.01.2024.