Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Применение ИКТ в изучении иностранного языка

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Cаттаров Санжар Абдумурадович, Хайдарова Камола Давроновна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 9873
Показать PDF версию Применение ИКТ в изучении иностранного языка

Cаттаров Санжар Абдумурадович 
преподаватель Сурхандарьинского областного ИППКПРНО, 
 Хайдарова Камола Давроновна 
преподаватель Термезского государственного университета

Основной целью использования ИКТ (информационно коммуникационной технологии)  для изучения иностранного языка является формирование у обучаемых иноязычной коммуникативной компетенции и развитие личности обучаемого, способного и желающего овладеть иностранным языком как средством общения и совершенствоваться в этой области. Сформулированная цель является комплексной и включает в себя 4 компонента: практический, развивающий, воспитывающий, общеобразовательный.

Мультимедийные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив им возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

В разработанной А.С.Нелуновым модели компьютерного обучения иностранным языкам на основе личностно - деятельностного подхода предполагается «свобода выбора пути, компьютера, методов, партнера в группе», обеспечение безопасности личностного проявления обучающегося во всех учебных ситуациях, создание его личностной самоактуализации и личного роста.  

Такая система должна удовлетворять основополагающим принципам:

  • быть доступной для любого индивида, независимо от уровня имеющихся у него знаний, частоты посещения им занятий и тому подобных факторов;
  • позволять обучающемуся начинать, приостанавливать, возобновлять учебный процесс в любое удобное время и осваивать учебный материал в доступном ему темпе;
  • легко трансформироваться под влиянием изменяющихся внешних условий, позволяя заменять образовательные модули на более современные, дополняя систему, не уничтожая накопленный ценный опыт удач и ошибок;
  • восполнять дефицит самых разнообразных знаний и умений у тех, кто вовлечен в эту образовательную систему.

Очевидно, что два последних принципа имеют отношение, в первую очередь, к преподавателю, использующему ИКТ для преподавания иностранного языка, который должен обладать культурой многокритериальной постановки и решения задач, а также понимать, что никто не может претендовать на истину в последней инстанции. И ни одна теория не может считаться универсальной и вечной и ни один учебник не может отвечать абсолютно всем требованиям к содержанию данного предмета.

Н.С. Нечаева считает, что в настоящий момент в самом общем виде можно выделить три основных пути использования компьютеров в обучении иностранным языкам (ИЯ):

  • использование уже готовых программных продуктов по изучению ИЯ, поставляемых, преимущественно, на компакт-дисках;
  • использование программных продуктов, создаваемых непосредственно преподавателями в различных инструментальных средах или средах визуального проектирования;
  • использование  средств новых информационных технологий (или ИКТ) для изучения ИЯ, в особенности углубленного, или самостоятельного.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи учителя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование.

Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется “ подать” себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид подготовки. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь учителю оказывает использование информационно-коммуникационных технологий  в обучении английскому.

Использование мультимедийных компьютерных технологий на уроках английского языка

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин “мультимедиа” означает: многоуровневая среда. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными. Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий.

Образовательное пространство в наши дни заполнено компьютерными обучающими программами, в разработке которых принимают участие опытные педагоги, программисты, психологи и дизайнеры. Они являются неплохим подспорьем в обучении и ориентируют обучающихся на свободный и самостоятельный темп обучения. Контроль знаний производится немедленно с гарантией перехода на новый уровень. Эффективность учебных занятий повышается при использовании таких мультимедийных учебных пособий на электронных носителях. Наилучшими, на мой взгляд, являются OXFORD PLATINUM, ДОКТОР ХИГГИНС, ВИТАМИННЫЙ КУРС АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

На уроках введения нового материала я использую различные образовательные программы: „Welcome to Muzzy“, „The BBC Language courses for children“ - курс направлен на все виды речевой деятельности.

Для закрепления лексико-грамматического материала я использую обучающие мультфильмы, такие как „Gogo's Adventures with English“, „Magic English“, „Muzzy in Gondoland“ и другие.

Необходимо отметить некоторые мультимедийные курсы, которые я использую на уроках английского языка как в начальной так и в средней школе.

Большую помощь в изучении и закреплении грамматики предоставляет интерактивный курс “Round-up” (издательство Pearson Education Limited. Longman), состоящий из нескольких дисков разных уровней. Упражнения расположены по грамматическим темам. Достоинствами курса являются возможность проверки своих ответов и компьютерное подведение результатов выполнения заданий. Данный курс эффективен для проведения контроля в компьютерной форме, что сегодня является актуальной проблемой при проведении мониторингов. В данный курс введены интересные игры по разделам грамматики. Также необходимо отметить простоту в пользовании программой.

Интерактивный курс “Way Ahead” (издательство Macmillan). Шесть уровней данного курса включают в себя игры, кроссворды, увлекательные упражнения на закрепление грамматического и лексического материала в игровой форме. Интересно и увлекательно звуковое и графическое оформление программы. Данный курс я применяю уже во втором классе. Дети с интересом выполняют все задания.

Интерактивная программа «Правильный английский без скучных правил. Возраст 7-9 лет / Tell me More Kids V2» (Разработчик: Auralog)

В сопровождении двух забавных друзей Альберта и Калико ребенок исследует загадочный мир "Правильного английского".
Курс предлагает 400 заданий:

  • 370 игр
  • 38 мультфильмов перенесут ребенка в мир, где все говорят по-английски. Озвучив любимого героя, он улучшит свое произношение и интонацию;
  • разучив песенки-караоке, ребенок почувствует себя звездой.

Коммуникативная методика с системой распознавания речи:

  • вовлечение в диалог
  • поэтапное использование новых слов
  • увлекательные сюжеты
  • игры, мультфильмы, караоке

Это программа не только по изучению английского языка, но и по развитию наблюдательности, памяти, логического мышления, способности классифицировать.
Интерактивный курс “Английский. Путь к совершенству” (издательство “Медиахаус”) состоит из 6 дисков 3-х уровней. В содержание курса включены видеофрагменты, аудиоинформация, диалоги, учебник по грамматике с тестами, “озвученный” словарь, игры.

“Витаминный курс. Английский язык” (разработчик: Руссобит). Отличительной особенностью данного курса является его соответствие школьной программе по английскому языку. Разработаны программы для 5,6,7,8-х классов средней школы. Каждый диск содержит более 2500 заданий на грамматику, лексику, чтение, письмо, произношение. Уникальная возможность использования микрофона при отработке фонетики. Также есть возможность тестирования и оценивания знаний. Форма работы может быть индивидуальная и групповая.

М.А.Гацкевич. Английский язык для школьников. English Grammar for pupils. Серия “Океан знаний” (разработчик: MagnaMedia Developer, издатель: MagnaMedia Publisher). Курс состоит из нескольких уровней. Основные задачи: изучение и закрепление основ грамматики, развитие навыков устной речи по данным темам. Широко представлены грамматические и лексические темы. Достоинствами курса являются словарь, озвученный носителем языка, большое количество упражнений по грамматике, аудированию. Необходимо отметить возможность отработки произношения. При пользовании программой обязательна регистрация пользователя для дальнейшего ведения журнала оценок. При выполнении упражнений осуществляется автоматическая проверка всех заданий, а также есть возможность распечатывания упражнений. Благодаря большому количеству упражнений происходит детальная отработка каждой темы. Для пользования данной программой необходимо иметь определенные навыки работы на компьютере.

Таким образом, мы видим, что в настоящее время существует достаточно большой выбор мультимедийных компьютерных программ для изучения английского языка. У учителя есть возможность выбора данных программ.

Планирую и в дальнейшем активно использовать мультимедийные компьютерные технологии на различных уроках, т.к. вижу на практике, какую огромную роль они оказывают на совершенствование процесса обучения.





Список Литературы

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: ИКАР. 2009, 448 с.
  2. Бондаренко С.В., Коваленко Н.Д. Учебный предмет «Английский язык и общение с ЭВМ». С. 12 в сб.: Компьютеризация обучения языкам. Тезисы докладов. - Казань, 1993.- 63 с.
  3. Бухаркина М.Ю. Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе: Дис. канд. пед. наук. М., 1994. 198 с.