Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
«Биофизика-наука, которая изучает физические и физико-химические процессы в живых организмах, а также ультраструктуру биологических систем на всех уровнях организации - от субмолекулярного и молекулярного до клетки и целого организма».[1,с.14].
Целью изучения биофизики для студентов, обучающихся по направлению подготовки 31.05.01. «Лечебное дело» является формирование у студентов-медиков системных знаний и умений в области математического и естественнонаучного цикла, необходимых для овладения другими учебными дисциплинами; способности самостоятельного их применения в профессиональной деятельности, определенной компетенциями ФГОС.[2]
Для качественной подготовки специалистов-медиков необходимо использовать активные и интерактивные формы обучения.
Активная - преподаватель и студенты активно взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, совместно решая поставленные задачи. Эта форма обучения направлена на способность самостоятельно осмысливать и решать задачи.[3]
Интерактивная - форма обучения, при которой студенты, взаимодействуя друг с другом и с преподавателем, учатся моделировать ситуации, при этом используется групповое решение проблемы.[3]
В практике преподавания биофизики на кафедре применяются различные способы повышения качества обучения и развития самостоятельного мышления студентов: тестовые задания, мультимедийные курсы лекций, занятия в диалоговом режиме, анализ конкретных ситуаций.
Тестовые задания - используются в начале изучения дисциплины «биофизика» для определения уровня базовой подготовки студентов, а также при текущем контроле успеваемости. Каждая тема изучаемого раздела заканчивается сдачей контрольного теста, содержащего теоретические вопросы и задачи, сформулированные как в виде определений физических законов и величин, так и в виде качественных и расчетных задач.
Например, вопросы теста по теме: «Физические процессы в биологических мембранах»:
Задание1: Выберите правильные ответы:
Задание 2 Установите соответствия.
I. Явление переноса: | скорость процесса: |
1. вязкость; | а. dm/dt; |
2. теплопроводность; | б. dp/dt; |
3. электропроводность; | в. dQ/dt; |
4. простая диффузия. |
г. dС/dt; д. dq/dt. |
II. Проницаемость при переносе | определяется как: |
мелких низкомолекулярных соединений |
а. б. |
ионов по каналам | в. |
крупных низкомолекулярных соединений | г. |
Задание 3. Составьте законченное высказывание из предложенных фраз.
I. А. Активный транспорт веществ через мембрану осуществляется:
Б. Калий - натриевый насос переходит в активное состояние, если…
В. При этом...
Задание 4. Выберите правильные высказывания.
Задание 5. Решите задачу и укажите правильный ответ:
Задача. Пусть трансмембранная разность потенциалов составляет 58 мВ при 20 оС. Чему она станет равна, если температуру увеличить до 37 оС?
Ответы: | 1) не изменится; | 2) 61 мВ; | 3) 116 мВ; | 4) 29 мВ. |
Для подготовки к сдаче тестов, студенты используют учебные пособия [4,5] , разработанные преподавателями нашей кафедры.
Физика – наука экспериментальная и без демонстраций трудно добиться глубокого понимания предмета. К сожалению, демонстрационный эксперимент трудно организуем, а иногда и невозможен, а значит нужно применять другие способы показа изучаемых физических явлений и процессов. Здесь как раз и используются виртуальные демонстрации.
Мультимедийные лекции по биофизике, читаемые на кафедре включают видеозаписи экспериментов, анимации физических явлений и процессов. Для проведения лекций на кафедре разработан комплект презентационных материалов. Презентации подготовлены к каждой лекции по всем изучаемым разделам биофизики: механика, акустика, диффузионные процессы в биологических мембранах, электродинамика, медицинская электроника, оптика, элементы квантовой биофизики, ионизирующие излучения, основы дозиметрии.
Существенное место при изучении биофизики занимает лабораторный практикум. Использование лабораторного практикума помогает развивать у студентов: способность выполнять поставленные задачи, умение анализировать полученные результаты, использовать полученные навыки экспериментальной работы, применение физико-математического аппарата в научно-исследовательской работе. На лабораторных занятиях студенты, исследуя поставленную задачу, применяя связь теории с практикой, анализируют полученный результат и учатся делать выводы. При изучении биофизики важно уметь пользоваться различной аппаратурой, которая используется в современной медицине.
Лабораторные работы делятся на :
ознакомительные - изучение устройства оборудования, их настройка;
экспериментальные - постановка задачи, эксперимент, анализ результатов. При проведении лабораторного практикума по биофизике, на нашей кафедре, в зависимости от типа работы, группа делится на подгруппы по 2-4 человека. Получив задание от преподавателя, студенты проводят измерения, необходимые расчеты, консультируясь друг с другом, обмениваясь информацией. Защита лабораторных работ проходит индивидуально.
При другом виде практикума результаты эксперимента каждой подгруппы заносятся в таблицу, строится итоговый график, по которому делается вывод об ошибках в эксперименте, проводится анализ, на каком этапе у той или иной подгруппы была сделана ошибка. В этом случае подгруппа переделывает эксперимент.
В анализе результатов лабораторной работы применяется метод « мозгового штурма» - метода, при котором принимается любой ответ на заданный вопрос. Такой метод обучения используется, когда надо выяснить мнение каждого студента.[6]
Преподаватель задает вопросы группе по тематике работы, спрашивая, согласны ли студенты с ответом или нет. При этом виде работы участвует вся группа, выслушивается мнение каждого. Оцениваются активность каждого обучающегося и только правильные ответы. При такой форме проведения занятий у студентов исчезает страх получить неудовлетворительную оценку, а преподаватель анализирует степень усвоения полученного при теоретическом изложении материала. Все результаты лабораторных работ заносятся в бланки отчета. Оформление бланков является обязательным требованием к формированию практических умений - результаты эксперимента оформлены в форме таблиц, графиков.
При подготовке статьи были проанализированы инновационные технологии, используемые в образовательном процессе на кафедре физики и биофизики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: