Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ЭЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Экштейн Александр Игоревич
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2021»  (ноябрь, 2021)
Количество просмотров статьи: 1536
Показать PDF версию ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ЭЛЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ

Экштейн Александр Игоревич
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8
«Центр образования»
г.Гатчина, Ленинградская область

Современный мир стремительно меняется, часто изменения происходят совершенно неожиданно и необратимо. Пандемия приучила всех, что в любой момент может внести корректировку в отлаженный процесс школьного образования. Но обучение в рамках образовательной программы, как и подготовку обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ, нельзя полностью остановить. И тут учителю никак не обойтись без методов и приемов функциональной грамотности, которые позволяют дать в руки учеников инструмент, помогающий освоить все, а не только школьные, премудрости жизни.

Использование приемов функциональной грамотности актуально для педагогов всех специальностей, но именно для учителей-филологов этот вопрос наиболее важен, так как на уроках русского языка и литературы учат понимать текст и тренировать память. Функциональная грамотность — обязательный компонент коммуникативной и методологической компетенции. Быть грамотным человеком — это свободно владеть богатством языка в устной и письменной речи.

Функциональная грамотность — способность обучающегося использовать умения чтения и письма для получения информации из текста. Это необходимо для понимания, сжатия, трансформации и передачи информации в процессе общения.

Остановимся на ряде приемов и методов формирования функциональной грамотности, применяемых на элективных занятиях по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы. В этом аспекте одной из ведущих является технология развития критического мышления через чтение и письмо. Данная технология позволяет решить несколько задач:

— образовательной мотивации: повышение интереса к обучению и восприятию учебных материалов;

— культуры письма: формирование необходимых для успешной сдачи ОГЭ навыков написания текстов различных жанров;

— информационной грамотности: развитие умений самостоятельной работы с информацией любой сложности;

— социальной компетентности: формирование навыков коммуникации.

Основная задача технологии — создание такой ситуации чтения, при которой обучающиеся совместно с педагогом активно работают, осознанно размышляют, расширяют свои знания.

Многоаспектная технология состоит из ряда приемов, которые могут использоваться как по отдельности, так и комплексно.

Прием «Толстые и тонкие вопросы». Данный прием позволяет организовать взаимоопрос обучающихся по тексту. «Тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ («Да» или «Нет»), а проблемный «Толстый» вопрос требует осмысления и анализа информации. Это позволяет реализовать сразу несколько целей, ставящихся на большинстве занятий:

— отработка умений формулировать вопросы, строить сложные высказывания;

— воспитание уважения к чужим мнениям на одну и ту же проблему.

Прием «Плюс, минус, интересно». Этот прием можно использовать по-разному, но особенно он эффективен в стадии рефлексии. Обучающиеся на разделенных на три части листках очень быстро с помощью логически понятных символов отвечают на вопросы учителя или модератора занятия. Прием дает возможность получить актуальную информацию об уровне вовлеченности обучающихся в изучаемую проблему.

Прием «Проблемная ситуация» — один из важнейших в формировании функциональной грамотности. Он позволяет поставить обучающегося перед выбором решения учебной проблемы, связанной метапредметно с более широким кругом вопросов.

Еще один интересный и многогранный прием формирования функциональной грамотности — это кластер. Он так назван потому, что необходимая для восприятия темы информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие, с которым обучающиеся логически связывают последующие ассоциации. В итоге получается опорный конспект, помогающий эффективнее изучить тему. Этот прием подходит и для уроков литературы, так как дает безграничные возможности для анализа текстов любой сложности.

Прием «Кластер» может применяться на различных этапах урока, что позволяет учителю разнообразно и эффективно строить свои занятия.

Работа над кластером разбита на три условные части. В первой части определяем и записываем «сердце» темы, это может быть понятие, выраженное словом, словосочетанием или предложением. Во второй части работы вокруг «сердца» темы выписываются слова, выражающие факты, идеи, подходящие для данной темы. Финальная часть работы над кластером заключается в том, что записи соединяются логически обоснованными линиями как с ключевым понятием, так и друг с другом.

В конце работы получаем структуру, графически отображающую информационное поле данной темы.

Все выше перечисленные приемы можно использовать на различных этапах элективного занятия по русскому языку в 9 классе. Цель курса — подготовка к сдаче ОГЭ по русскому языку. Предложенные фрагменты занятия являются обобщающими в разделе «Повторение. Орфография. Безударные гласные в корне слова». Цели занятия:

— образовательная: расширение и систематизация знаний, базовых понятий лингвистики;

— развивающая: совершенствование навыков письма, развитие навыков выполнения заданий различной направленности;

— деятельностная: ориентирование на метапредметные результаты обучения, как условия формирования функциональной грамотности.

В качестве примера практической работы приведем фрагменты занятия, на которых комплексное применение приемов формирования функциональной грамотности дополняет классические методы обучения.


Этапы занятия Приемы формирования функциональной грамотности
Актуализация предыдущего опыта и фиксирование затруднений в пробном действии Прием «Толстый и тонкий вопрос» Обучающимся предлагается сделать вывод по таблице, предложенной педагогом. Актуализация предыдущего опыта производится вопросами: — О чем сегодня будет идти речь? — Зачем эта работа? — Какие практические задачи можно решить с помощью этих знаний?
Создание «дорожной карты» решения затруднения Прием «Кластер». Построение по алгоритму группы логически связанных понятий. Коллективный анализ теоретического материала, обобщение и систематизация информации. «Мозговой штурм». Представление индивидуальных и коллективных наработок, определение наиболее эффективного маршрута.
Рефлексия учебной деятельности Прием «Плюс, минус, интересно». Заполнение листа рефлексии, содержащего вопросы типа: — Все ли аспекты содержания изученной темы ясны? — Есть ли умения применения знаний по теме в письменной речи? — Актуальна ли изученная тема для практического применения?
Домашнее задание «Проблемная ситуация». Предлагается на выбор обучающегося два вида домашних заданий. Традиционная работа — упражнение, связанное с выполнением заданий репродуктивного типа. Творческая работа — составление текста с обязательным включением слов, содержащих орфограммы на текущую тему.


Описанные приемы помогут учителям в нелегкой работе по формированию функциональной грамотности обучающихся.

Литература

1. Алексашина И.Ю., Абдуллаева О.А., Киселев Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие [Текст] — СПб.: КАРО, 2019. — 160 с.

2. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: Методическое пособие [Текст] — Самара: СИПКРО, 2019. — 105 с.

3. Халперн Д. Психология критического мышления [Текст] — СПб: Издательство «Питер», 2019. — 512 с.