Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Матросова Мария Николаевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 2141
Показать PDF версию Причины неуспеваемости младших школьников и способы решения этой проблемы.

Матросова Мария Николаевна

Неуспеваемость определяется как суммарная, комплексная, итоговая неподготовленность учащегося, наступающая в конце более или менее законченного отрезка процесса обучения.
Причины неуспеваемости
При изучении проблемы неуспеваемости младших школьников важно изучить причины данного явления. Изучением причин неуспеваемости занимались А.М.Гельмонт, Ю.К.Бабанский, П.П.Борисов.
В литературе по преодолению неуспеваемости преобладают описания разноплановых явлений, несистематизированные перечисления совершенно различных причин. Однако имеются попытки тем или иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Так, например, А.М.Гельмонт выделил причины трех категорий неуспеваемости .

В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные, обстоятельства разного рода (физические дефекты, плохие бытовые условия; отсутствие заботы родителей).
Для II категории указаны: недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету.
Для III категории выявлены недостатки преподавания, неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий. Эта группировка типична для практического подхода объединение разно-порядковых явлений: акты поведения учеников ставятся в один ряд с тем, что вызывает эти акты.
Помощь детям со слабой успеваемостью.
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления слабой успеваемости предлагает следующие:
1. Психолого-педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Боденко Б.Н. для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса.
2. Психолого-педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Боденко Б.Н. предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем слабоуспевающих учеников.
3. Психолого-педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны часто и с плохим воспитанием, то со слабоуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.