Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Преступления против осуществления государственных функций, совершаемые должностными лицами.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Альханов Насрудин Магомедович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 1869
Показать PDF версию Преступления против осуществления государственных функций, совершаемые должностными лицами.

Альханов Насрудин Магомедович
ст. преподаватель кафедры уголовного права и криминологии
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru

Представление об объекте должностных преступлений как о государствен­ной власти и интересах государственной службы не отражает реальной сферы общественных отношений, которым причиняется вред. Власть представляют должностные лица. Преступлениями против государственной (публичной) власти в ряде уголовных законов европейских и восточных государств признаются пося­гательство на жизнь и насилие в отношении представителей власти, неисполнение их требований, иное воспрепятствование законной деятельности. Ограничение объекта должностных преступлений интересами власти оставляет за его граница­ми благополучие личности, общества, государства.

Объектом должностных преступлений являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией государственных функций всеми уполномо­ченными субъектами. Эволюция функций государства обусловливает модифика­цию его управляющего воздействия. Это создает основу для построения концеп­ции модернизации уголовно-правового противодействия должностным преступлениям с учетом развития государственных функций, осуществляемых различными субъектами. Совершенствование охраны осуществления государст­венных функций от преступлений должностных лиц обусловлено модификацией его функционирования. Содержание норм, предусматривающих ответственность за должностные преступления, должно предопределяться изменяющимися субъ­ектами, сферами и методами государственного воздействия.[1]

Законодательная конструкция состава злоупотребления должностными пол­номочиями неточно отражает механизм причинения данным посягательством вреда интересам личности, общества, государства. Соответствующий состав дол­жен быть формальным. В должностном злоупотреблении использование полномочий вопреки интересам службы, характеризует способ преступления, избирае­мый виновным и состоящий в принятии решения, которое непосредственно соз­дает юридические последствия. Существенное нарушение законных интересов личности, общества и государства при злоупотреблении должностными полномо­чиями происходит в момент совершения деяния и является его характеристикой.

Из части 1 ст. 285 УК РФ следует исключить указание на корыстную или иную личную заинтересованность как на подлежащий установлению мотив зло­употребления должностными полномочиями. Данный признак является избыточ­ным. Иные мотивы порождали бы противоречие между общественно одобряемы­ми внутренними побуждениями субъекта и вызванным ими служебным поведением, заведомо существенно нарушающим интересы личности, общества и государства. Корыстная или иная личная заинтересованность отсутствует у долж­ностного лица в случае незаконного использования им своих полномочий в об­становке крайней необходимости, т.е. для предотвращения более тяжкого вреда правоохраняемым интересам.[2]

Перспективы дальнейшего совершенствования охраны осуществления госу­дарственных функций от должностных преступлений связаны с необходимостью укрепления Российского государства перед лицом внутренних и внешних угроз. Развитие государства и осуществляемых им функций порождает противоречие между новыми сферами, формами, методами государственного воздействия и средствами их уголовно-правовой охраны. Уголовный закон должен соответство­вать складывающимся общественным отношениям. Задача состоит, во-первых, в выявлении актуальных форм и методов государственного воздействия, осуществ­ляющих его субъектов и других участников публичных отношений, во-вторых, в определении характера и меры вреда, причиняемого функционированию государ­ства, в-третьих, в исследовании эффективности и полноты охраны реализации государственных функций от преступлений должностных лиц. Признание объектом должностных преступлений осуществляемого государством воздействия на раз­личные сферы жизни людей, а не собственно власти и интересов службы, откры­вает широкие исследовательские возможности и позволяет:

— совершенствовать уголовный закон в соответствии с изменяющейся функ­циональной характеристикой государства, модификацией основных направлений его деятельности;

— учитывать влияние различных государственно-правовых, экономических, политических и иных процессов на содержание должностных преступлений.

Литература:

  1. Изосимов С. В. Проблемы криминализации коррупционного обогащения в России //Уголовное право. 2015. № 2. — С. 27-30.
  2. Кабанов П. А. Виктимология тоталитаризма: понятие, предмет, структура, задачи //Следователь. 2015. № 4. — С. 53-55.