Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Преодоление депрессивности моногородов на примере Иркутской области

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Самойлов Роман Сергеевич
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2015»  (декабрь 2015)
Количество просмотров статьи: 2359
Показать PDF версию Преодоление депрессивности моногородов на примере Иркутской области

Самойлов Роман Сергеевич 
Магистрант Байкальского государственного университета экономики и права,
Россия, г. Иркутск
e-mail: samoilovr505@yandex.ru 
Научный руководитель: Колодина Елена Анатольевна
д.э.н., профессор,
Кафедра экономики и государственного управления (БГУЭП)
Россия, г. Иркутск

Аннотация:
В результате масштабного финансового кризиса 2008-2009 гг. была остановлена деятельность ряда крупных предприятий нашей страны, которые являлись градообразующими. Это нарушило полноценную жизнедеятельность многих монопрофильных городов, в которых в настоящее время сосредоточено 24 % городского населения Российской Федерации и превратило их в депрессивные территории.  Значимость и актуальность указанной проблемы для государства требуют научных исследований в области  диагностики депрессивности территорий и способов ее преодоления в каждом конкретном случае. В этой связи вопрос поддержки и регенерации моногородов становится краеугольным камнем формирования региональной экономической политики государства.
В данной статье будет проведен анализ социально-экономического состояния моногородов Иркутской области, находящихся в депрессивном состоянии, показаны способы вывода таких городов из кризиса и направления их дальнейшего развития без градообразующих предприятий.

Ключевые слова: депрессия, депрессивная территория, моногорода, кризисные города, градообразующее предприятие, комплексная программы, внедрение, инвестиционные проекты.

Annotation:
In 2008-2009 . there was a large-scale financial crisis in our country . Because of this, and has suspended the activities of core enterprises , breaking the full life of the plurality of single-industry towns , which are currently concentrated 24 % of the urban population. Taking into account the importance of this problem for our country , it should be noted that the ways of its solution do not have sufficient economic justification . In this regard, the issue of support and recovery of single-industry towns is a significant public policy implications.
In this article, we will analyze one-industry towns that are in the doldrums, showing how the output of these cities from the crisis and their further development without forming enterprises .

Keywords: depressive territories , depression, company towns , the crisis of the city, sectoral production, implementation , investment projects .

К депрессивным территориям относятся, прежде всего, моноотраслевые города. Потеря спроса на выпускаемую продукцию, низкая конкурентоспособность и нерентабельность производства являются причинами резкого снижения его объемов и перехода территории из среднеразвитой в депрессивную. Часто в условиях формирования рыночных отношений моноотраслевые территории с горнодобывающим производством превращались в депрессивные. Мировой опыт  показывает, что, как правило, такие города не могут самостоятельно выйти из кризиса.

Проблемы моногородов в Российской Федерации имеют специфические черты. Создание моногородов в рамках плановой экономики было массовым с целью максимизации эффекта масштаба и адаптации производительных сил к географическим условиям России. При переходе к рынку и разрушении кооперационных цепочек в машиностроении особенно сильно пострадали предприятия-смежники, расположенные в небольших городах. Значительное число таких городов не смогло диверсифицировать экономику и стало депрессивными. Повышенные риски перехода моногородов в стадию депрессии обусловливаются удаленностью от альтернативных рынков труда и низким уровнем трудовой мобильности населения[1].

В Иркутской области насчитывается 8 моногородов, в которых проживает более 380 тыс. жителей. Из них 5 городов относят к разряду депрессивных[2]. В зависимости от рисков ухудшения социально-экономической ситуации, моногорода делятся на категории:

  • со сложной ситуацией (Байкальск, Усолье-Сибирское, Тулун);
  • с более благоприятной ситуацией, но с рисками ухудшения (Саянск, Железногорск-Илимский, Усть-Илимск, Черемхово);
  • со стабильной ситуацией (Шелехов).

Чтобы понять, почему указанные города признаны депрессивными, приведем следующие данные (табл. 1).

Таблица 1

Миграционная убыль (-) населения

Человек На 1000 населения
2012 2013 2014 2012 2013 2014
г. Байкальск - 78 - 154 - 194 - 13,0 - 16,1 - 18,6
г. Саянск - 419 - 761 - 478 - 10,3 - 18,9 - 12,0
г. Тулун - 483 - 689 - 925 - 10,8 - 15,6 - 21,3
г.Усолье-Сибирское - 293 - 657 - 954 - 3,5 - 7,9 - 11,7
г. Усть-Илимск - 930 - 1378 - 1020 - 10,7 - 16,1 - 12,0
г. Черемхово - 135 - 519 - 397 - 2,6 - 9,9 - 7,7
г. Шелехов - 144 - 255 - 393 - 3,4 - 7,1 - 11
















Таблица 2

Градообразующие предприятия моногородов Иркутской области

Город Градообразующие предприятия
г. Байкальск Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК)
г. Саянск Саянскхимпласт
г. Тулун Разрез «Тулунуголь, Тулунский гидролизный завод, Тулунский стекольный завод
г. Усолье-Сибирское Усольехимпром
г. Усть-Илимск Усть-Илимский ЛПК
г. Черемхово Черемховский угольный разрез, Горно-обогатительная фабрика
г. Шелехов Иркутский алюминиевый завод

Экономическое состояние отдельных моногородов городов Иркутской области находится на грани кризиса в связи с приостановлением деятельности градообразующих предприятий или с их полным закрытием.

Так, в городе Байкальск 25 декабря 2013 г. был закрыт Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. На предприятии работали более 1,6 тыс. чел. Рабочие места сохранили только 94 сотрудника, занятых на инфраструктурных объектах комбината, важных для жизнеобеспечения г. Байкальска. Остальной персонал был уволен.

В г. Тулуне были закрыты в течение нескольких последних лет Тулунский и Азейский разрезы. Мугунский разрез планируется к закрытию. Основной причиной закрытия стала  невостребованность угля из-за его низкого качества. В 2002 г. был закрыт Тулунский стекольный завод, на долю которого приходилось более 16 % переработки стекла Иркутской области. Кризис на Тулунском гидролизном заводе продолжался 2006-2007 гг. Предприятие прекратило свою деятельность 31 мая 2006 г. из-за нерентабельности производства.

В городе Усолье-Сибирском в данный момент компании «Усольехимпром», ООО «Усолье-Сибирский Силикон» и ООО «Химстроймонтаж» фактически прекратили свою деятельность. Производственные процессы на этих предприятиях остановлены, оборудование демонтируется, сейчас происходит ликвидация, обеззараживание и нейтрализация химически опасных веществ, находящихся в больших количествах на промплощадках.

Однако важно отметить, что некоторые города активно ищут и находят пути выхода из сложившегося кризиса.

Так, благодаря усилиям мэра г. Черемхово из разряда городов со сложной ситуацией, с ориентацией на отселение жителей, перешел в разряд моногородов со стабильной ситуацией. Городской администрации удалось привлечь инвестора  из Санкт-Петербурга, который вложил средства в производство теплоизоляционного материала «Пеноплэкс». В результате создано 80 рабочих мест, продукция производится и пользуется спросом. Второй интересный инвестпроект, который совсем недавно был запущен в этом городе - это металлургический завод НПО «Химико-металлургическая компания»[3]. В конце 2011 г. город Черемхово включен в список моногородов России и получил преференции в развитии малого бизнеса. Были начаты проекты строительства цементного завода. По планам он будет построен в городе, а сырье будет поставляться с Цаган-Ходинского месторождения известняка, расположенного в Черемховском районе. У Иркутской горной компании есть лицензия на разработку месторождения, ими продолжается поиск источников финансирования. Есть также проект по кремниевому производству[4].

Города со сложной экономической ситуацией также ищут пути выхода из кризиса. В Байкальске  появились следующие проекты, часть из которых уже реализована:

  • создание на базе ликвидируемых производственных мощностей БЦБК комплекса производства плит OSB, строительных материалов, мебели и домов по технологии Dendrolight и рекультивация промышленных отвалов. Численность персонала - 1635 чел.;
  • внедрение на базе ликвидируемых производственных мощностей БЦБК установок по производству строительного бруса из древесных и растительных отходов по методу вторичной переработки твердых бытовых и промышленных отходов;
  • развитие туристско-рекреационной деятельности, расширение инфраструктуры горнолыжной базы «Гора Соболиная» и обслуживающей ее деятельности; строительство и реконструкция баз отдыха на байкальском побережье;
  • производство безалкогольных напитков и питьевой воды;
  • «Новые агротехнологии в Прибайкалье»: производство органических удобрений и экологически чистой сельхозпродукции на основе сапропеля;
  • «Переработка стекла – помощь природе»: отработка технологии сбора, дробления отходов стекла и получения пеностекла;
  • производство столешниц, плиток, прочих отделочных и бытовых изделий из природного камня, в том числе мрамора.

Реализация подобных альтернативных проектов позволит модернизировать и диверсифицировать экономику Байкальска. Он перестанет быть моногородом и превратится в туристический центр с элементами промышленности, которая будет устойчиво использовать природные и людские ресурсы.

По оценкам экспертов, одно рабочее место в туриндустрии Байкальска может создать дополнительно от 2 до 4 рабочих мест в сферах, связанных с обслуживанием, поддержкой, контролем турбизнеса, туробъектов и пр[5].

Для вывода моногородов из кризисного и депрессивного состояния, по нашему мнению,  необходимо финансирование городских проектов из областного и федерального бюджета. Это поспособствует сохранению городского бюджета для использования его в нуждах населения.

На наш взгляд, необходимо также создать комплексную программу по выводу из кризисного состояния моногородов Иркутской области, основанную, прежде всего, на ресурсах самих городов, ведь  «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», так и на привлечении ресурсов региона и федерального центра.

Задача преодоления депрессивности городов предполагает: во-первых, согласованность управляющих действий, так как решение вопросов депрессивности находится на разных уровнях управления; во-вторых, разработку программных документов, что позволит сформировать систему организационно - экономических и социальных механизмов, направленных на преодоление депрессивного состояния городов Иркутской области.







Таблица 3

Комплексная программа мероприятий по выводу из кризиса моногородов

Мероприятие Задачи Предполагаемые результаты
Финансовое обеспечение  и поддержка городов.
  1. Создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных и местных бюджетов.
  2. Координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических.
  3. Предоставление финансовой поддержки городам с целью обеспечения законодательно установленного минимально допустимого уровня жизни, связанного с предоставлением населению возможностей в целях получения качественного образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания.
  4. Оказание финансовой поддержки городам в целях сокращения дифференциации[6].
Преодоление последствий экономического кризиса с помощью замещения дефицитного бюджета на профицитный.
Привлечение инвестиций для развития муниципальных предприятий, малого и среднего бизнеса.
  1. Внедрение эффективных инструментов привлечения инвестиций для развития и модернизации моногородов.
  2. Расширение перечня высокоэффективных инвестиционных проектов.
Развитие инфраструктуры, способствующей развитию города, занятости населения, формирования налоговых доходов.
Развитие государственных и общественных институтов по подготовке программ вывода городов из кризисного состояния.
  1. Создание государственной структуры или межведомственной рабочей группы, ответственной за подготовку и реализацию всего комплекса мер, необходимых для вывода из кризисного состояния.
  2. Расширение полномочий и ответственности местного Управления.
  3. Формирование местного гражданского общества и его участие в подготовке программ модернизации моногородов.
Вся деятельность органов власти по выводу городов из кризисного состояния будет регламентирована, а также будет находиться на контроле у местного населения в целях эффективной, разумной и правовой деятельности.
Внедрение технологических инноваций.
  1. Заимствование передовых зарубежных технологий.
  2. Развитие преимуществ в тех областях, где российские компании обладают конкурентоспособными технологиями.
  3. Создание общегородской информационной системы по инвестиционной деятельности, необходимой для разработки инвестиционных проектов и получения кредитов.
Развитие инфраструктуры, основанной на инвестиционных вложениях, как основы выхода из кризиса.
Информационная и рекламная деятельность.
  1. Разработка и реализация форумов, конференций, презентаций и т.д., продвигающих программы модернизации моногородов и внедрение эффективных практик.
  2. Организация  пресс-релизов, представляющих программы и достижения модернизации моногородов с целью информирования и повышения заинтересованности и активности населения.
  3. Проведение рекламных и иных акций, с целью привлечения российских и иностранных инвесторов.
Постоянный информационный поток для содействия в привлечении инвесторов, заинтересованности населения учавствовать в запланированных проектах, пробовать себя в малом предпринимательстве.
Решение экологических проблем города
  1. Улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование экологически безопасных и комфортных мест работы и отдыха, иной социальной активности, среды проживания населения в городах, улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни людей.
  2. Организация экологически безопасного производства (переход на экологически ориентированные технологии, включая сокращение применения генно-модифицированных организмов при производстве продуктов питания, снижение уровней воздействия на окружающую среду от всех антропогенных источников, совершенствование системы экологического нормирования, экологического мониторинга, экологической экспертизы проектов, экономическое стимулирование природоохранной деятельности).
  3. Создание эффективного экологического сектора экономики (формирование рынка товаров и экологических услуг, внедрение экологического аудита, экологической сертификации, экологического страхования, формирование требований к разработке технологий).
  4. Сохранение и защита природной среды (сохранение естественных экосистем, природных ландшафтов, источников чистой воды, повышение биопродуктивности, восстановление видового разнообразия).
  5. Решение проблем отходов техногенного характера (переработка отходов промышленных предприятий и сельскохозяйственного производства, утилизация и переработка твердых бытовых отходов).
Оздоровление населения, привлечение его к спорту и активному отдыху. Перепрофилирование предприятий на выпуск экологически чистой продукции.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что выведение моногородов Иркутской области и иных городов России из кризисного состояния на траекторию устойчивого развития во многих случаях требует нетрадиционных решений. Ведь у некоторых городов другого выхода уже нет. Необходимо искать новые схемы, так как традиционные уже не работают. Представленная комплексная программа мероприятий по выводу из кризиса моногородов, как нам кажется, поможет решить многие проблемы.

Список использованной литературы

  1. Бизнес-проекты Байкальска. – URL: http://savebaikal.ru/alternative (Дата обращения 22.10.2015).
  2. Мильчаков М.В. Факторы и динамика развития депрессивных регионов и городов России. – М., 2011. – 218 с.
  3. Моногорода Иркутской области: проблемы и надежды (ИА «Телеинформ»). – URL: http://i38.ru/kommentariy-ekonomika/monogoroda-irkutskoy-oblasti-problemi-nadezhdi-perspektivi (Дата обращения: 14.10.2015).
  4. Постановление Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 709 «О критериях отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам) и категориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов) в зависимости от рисков ухудшения их социально-экономического положения» // СЗ РФ. - 2014. - N 31. - Ст. 4425.
  5. Распоряжение Правительства РФ от 29 июля 2014 г. № 1398-р «О Перечне монопрофильных муниципальных образований РФ (моногородов)» //  СЗ РФ. -  2014. - N 31. - Ст. 4448.
  6. Черемхово: моногород с макси-возможностями. – URL: http://baikal-info.ru/archives/36886 (Дата обращения: 18.10.2015).
  7. Щеколова А.Ю. Преодоление депрессивности регионов на федеральном уровне // Политика и жизнь, 2012. №7. С.112-114.