Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Митрофанов Р.В.,
студент ПФ ФГБОУВО «РГУП»
Высшим видом контрольно-надзорной деятельности государственных органов, по мнению некоторых исследователей [1], является судебный контроль.
Судебный контроль осуществляется самостоятельными, обособленными и действующими независимо от исполнительной власти государственными органами — судами, которые подчиняются при выполнении своих функций только Конституции и федеральному закону. Он осуществляется по инициативе лиц, права, свободы и законные интересы которых были нарушены органами власти и должностными лицами и в форме публичного состязательного судебного разбирательства, проводимого с обязательным участием сторон конфликта и завершающегося вынесением законного, обоснованного, мотивированного судебного решения. Результат судебного контроля — это решение суда, исполнение которого обязательно для всех государственных органов, и не подлежащего обжалованию в каких-либо иных видах контроля (кроме вышестоящих судебных инстанций).
Судебный контроль имеет свой объект и предмет. И если объектом судебного контроля является деятельность государственных органов, задействованных в механизме государства, органов местного самоуправления и иных институтов публично-правовой сферы управления общественными процессами. То предмет судебного контроля — это правовые акты, деяния (действия и бездействие) органов и должностных лиц, которые влекут за собой определенные юридические последствия [2]. Данное понятие предложено С.В. Никитиным, который сам судебный контроль относил к разновидности государственного контроля за законностью правовых актов, решений, действий (или бездействия) органов государственной власти, а также органов местного самоуправления общественных и иных организаций и должностных лиц. С ним полностью согласны Е.А. Дюкова и Н.М. Чепурнова, относя к предмету судебного контроля помимо действий (или бездействия) органов власти и должностных лиц, имеющих юридически значимые последствия, еще и акты соответствующих органов или должностных лиц [3]. В какой-то степени с этим понятием согласна и Е.И. Шигурова, которая под предметом судебного контроля подразумевает решения, действия (или бездействие) органов власти и должностных лиц, нарушающие (ограничивающие) права, свободы и законные интересы личности, права и законные интересы организаций [4].
Изучив различные точки зрения на предмет судебного контроля в сфере исполнительного производства, можно сделать вывод о том, что разные авторы, изучая данный вопрос, понимают его практически одинаково. Можно предложить следующий обобщенный вариант данного понятия. Предмет судебного контроля — это правовые акты (решения), действия (или бездействие) органов власти и должностных лиц, которые порождают правовые последствия для конкретных граждан и организаций, нарушив (ограничив) их права, свободы и законные интересы.
В исполнительном производстве к правовым актам (решениям) относятся исполнительные документы, перечень которых приведен в статье 12 Федерального закона от 02.10.2007 N
Судебная практика Нижегородского областного суда показала, что судебными приставами-исполнителями своевременно не исполняются требования исполнительных документов, допускаются просрочки возбуждения исполнительных производств, не высылаются в адрес сторон исполнительного производства копии вынесенных в рамках исполнительного производства постановлений, не получают должного внимания и обращения сторон исполнительного производства по вопросам, связанным с исполнением требований исполнительных документов, неверно производятся расчеты задолженностей по алиментам, не предпринимаются все необходимые, своевременные и действенные меры по принудительному исполнению требований исполнительных документов и пр. [6]. На основании судебных дел можно сделать вывод, что причиной указанных выше проблем является низкая профессиональная подготовка судебных приставов-исполнителей (слишком общие знания по разным отраслям права), которая усугубляется возможностью избежать личной ответственности за допущенные в процессе исполнительного производства ошибки. Следует отредактировать нормы, касающиеся ответственности судебных приставов-исполнителей, а саму службу еще более раздробить по направленности рассматриваемых дел, чтобы каждой категорией дел занимался профессионал в строго определённой области знаний.
Список литературы