Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Юсупова Заррина Курбоновна
Преподаватель
Самаркандский Государственный Институт Иностранных Языков
Социолингвистика это дисциплина, стоящая на пересечении двух наук. Одна из задач социолингвистики — определение ее границ. Но, определить четкие границы социолингвистики трудно, так как язык в целом есть социальное образование. Фундамент социолингвистики создает «обратная зависимость между языком и обществом»: если язык порожден обществом, то и общество не может существовать без языка. Определенная обратная лингвистическая детерминированность общества, общественных институтов и установлений образует общий контекст, в котором социолингвистике нужно проводить исследование своих многочисленных проблем и где есть предпосылки для сохранения социолингвистического статуса отдельной лингвистической дисциплины. С учетом двойственности объекта изучения лингвистики — различение языка и речи — перед социолингвистикой открывается важная в теоретическом и практическом отношении область исследований, где в социальном контексте изучаются формы, виды и типы взаимоотношений языка и речи. Итак, междисциплинарный статус социолингвистики определяет двойственную природу ее предмета, а также двусторонний характер социолингвистического исследования. Социолингвистика — это междисциплинарное направление, изучающее как язык в его отношении к обществу, так и общество в его отношении к языку. Междисциплинарный подход к решению социолингвистических проблем «дает возможность преодолеть ограниченность широко распространенного взгляда на язык и общество как на внешние по отношению друг к другу объекты и выработать метаязык и теоретический аппарат для описания и анализа языка и социума в их тесной взаимосвязи, для изучения языка как социального феномена, взаимодействующего с другими социальными фeнoмeнaми. Социолингвистика не должна ограничиваться простым собиранием и описанием фактов, но и использовать весь современный ассортимент лингвистических методов, которые во многих случаях опираются на формализацию и абстракцию». Последние этапы развития социолингвистики показывают, что она следует этим путем. Об этом свидетельствует, в частности, разработка одной из центральных проблем социолингвистики — проблемы коммуникативной компетенции, связанной с проблемой пресуппозиций. Ориентируясь на задачи социолингвистики, пресуппозиционный анализ можно проводить не только в отношении отдельных предложений, но также и текстов. В структуралистском языкознании одно из направлений ориентирует внимание прежде всего на имманентные (внутренние) свойства языковой системы как таковой в отвлечении от ее связей с человеком, обществом, мышлением и другими факторами. Безусловно, в методическом аспекте можно при описании системы языка отвлекаться от экстралингвистических факторов, но объяснение этой системы только на основе ее внутренних законов задача очень трудная, так как существование языка, его назначение и функции в обществе обусловлены социальными причинами.
Второй подход представляется наиболее правильным. Признавая социальную природу самой языковой системы, нужно понимать разную социальную обусловленность разных ее пластов. Если лексический момент обнаруживает явную связь с жизнью общества, то фонологический «этаж» связан с нею весьма опосредованным образом. В то же время было бы неверным находить прямую связь любого языкового факта с какими-либо общественными явлениями, хотя в языке все социально так, как он не может ни развиваться, ни использоваться вне общества. Все сказанное свидетельствует о необходимости социолингвистики. Чем успешнее языкознание разрабатывает проблемы языка, связанные с его обязательными функциями и самой его социальной сущностью, тем большим вниманием оно пользуется в обществе. Так, использование результатов лингвосоциологических исследований позволяет получить наиболее осязаемые, объективные данные для более глубокого проникновения в природу собственно социальных особенностей конкретного человеческого коллектива. Основная общетеоретическая проблема социолингвистики — исследование природы языка как социального явления, его места и роли в общественном развитии.
Использованная литература: