Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Горячева Дарья Владимировна,
студентка 3 курса факультета магистратуры
Всероссийского государственного университета юстиции
(РПА Минюста России),
Россия, г. Москва
Особое значение приобретает в последнее время развитие медицинской науки и биомедицинских технологий.
В частности, развитие репродуктивных технологий, помогая преодолеть конкретным людям имеющиеся у них сложности с зачатием и рождением детей, ставит общество и государство перед целым комплексом проблем нравственного и правового характера[1]. Особенно болезненными являются вопросы, связанные с наиболее радикальной из практически осуществимых на данный момент репродуктивных технологий, а именно — с суррогатным материнством.
О сложности и неоднозначности возникающих отношений говорит и тот факт, что за 30 лет практической реализации этого способа воспроизводства человека в мире не сложилось единого подхода к правовому решению этих вопросов[1].
Во многих зарубежных государствах суррогатное материнство полностью запрещено, а в иных введены очень жесткие ограничения для его применения.
Российская Федерации на сегодняшний день относится к числу стран с достаточно либеральным и наименее проработанным законодательством, в которой осуществление услуг суррогатного материнства стало весьма быстро развивающимся и почти не регулируемым государством бизнесом[2].
Действующее правовое регулирование суррогатного материнства позволяет выделить следующие проблемы, решение которых стоит особенно остро.
1. В настоящее время существует коллизия между нормами Семейного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) и Федерального закона от 15.11.1997 №
(далее — ВРТ), в том числе суррогатным материнством, мужчине и женщине, как состоящим, так и не состоящим в браке, и одинокой женщине.
При осуществлении государственной регистрации рождения ребенка, рожденного суррогатной матерью, органы записи актов гражданского состояния (далее — органы ЗАГС) отказывают лицам, не состоящим в браке, а также одиноким женщинам, и вопрос государственной регистрации рождения в данном случае решается через суд.
Следует признать правильной практику судов, которые в случае отказа органами ЗАГС в регистрации детей, появившихся в результате применения ВРТ одинокими женщинами и лицами, не состоящими в браке, толкуют положения Кодекса, как правило, в системе с нормами законодательства о здравоохранении.
В решениях суды указывают, что в случае обращения к суррогатному материнству одинокой женщины, регистрация рождения производится по правилам пункта 3 статьи 51 Кодекса.
В случае регистрации рождения ребенка лицами, не состоящими в браке, суды в решениях указывают на необходимость регистрации рождения по правилам пункта 2 статьи 51 Кодекса.
При решении вопроса о государственной регистрации рождения в судебном порядке, страдает в первую очередь родившийся ребенок, поскольку судебные разбирательства имеют затяжной характер. На весь этот период рожденные дети оказываются лишенными ряда прав, в частности права на получение бесплатной медицинской помощи.
Данная проблема может быть решена путем приведения норм данных федеральных законов к единообразию.
2. Еще одна проблема — возможность воспользоваться технологией суррогатного материнства одинокому мужчине.
Исходя из буквального толкования норм действующего законодательства одинокий мужчина права на применение ВРТ, в том числе суррогатного материнства, не имеет.
Вместе с тем, частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства[3].
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N
Полагаем, что отказ одинокому мужчине в праве воспользоваться технологией суррогатного материнства исключительно по половому признаку будет являться нарушением статьи 19 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации[3]. Также такой запрет нарушает положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Таким образом, анализируя положения статьи 55 Федерального закона №
На практике встречаются случаи, когда граждане мужского пола, в том числе весьма известные и публичные люди, обращаются к столь нестандартному способу воспроизведения потомства[4].
Однако при регистрации новорожденного одиноким мужчинам приходится сталкиваться с преодолением трудностей не только бюрократического, но и чисто правового характера, например, с заполнением графы «мать» в записи акта о рождении и в свидетельстве о рождении.
Выходом из положения может быть применение по аналогии пункта 3 статьи 51 Кодекса (фамилия матери ребенка в книге записей рождений может быть записана по фамилии отца, а ее имя и отчество — по его указанию).
Так, Смольнинский районный суд города Санкт-Петербурга решением
от 04.03.2011 со ссылкой на часть 3 статьи 19 Конституции Российской Федерации удовлетворил заявление одинокого мужчины на запись его отцом детей, рожденных суррогатной матерью. Суд в решении указал, что «действующее законодательство исходит из равенства прав женщин и мужчин. Не является исключением и право одиноких мужчин на рождение детей, создание семьи, в которую будут входить только дети и их отец». Суд подчеркнул, что «действующее законодательство не содержит запрета
на регистрацию рождения ребенка, рожденного в результате имплантации эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одинокой матерью или отцом данного ребенка. Отказ в регистрации рождения ребенка не основан на законе и нарушает права и законные интересы не только истца, но и его новорожденных детей».
Видится, что возможность или невозможность использования одиноким мужчиной ВРТ должна быть четко регламентирована в действующем законодательстве.
3. Еще один пробел в законодательстве это неопределенная правовая природа договора суррогатного материнства.
По мнению автора данной работы, совпадающим с авторами законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации рождения в результате применения ВРТ», договор суррогатного материнства, заключаемый между суррогатной матерью и потенциальными родителями, должен подлежать обязательному нотариальному удостоверению.
При этом нотариус, удостоверяя договор суррогатного материнства, фиксирует факт согласия суррогатной матери на запись потенциальных родителей родителями ребенка в записи акта о его рождении.
После удостоверения договора нотариус посредством системы межведомственного электронного взаимодействия передает данные о договоре и его участниках в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (далее — ЕГР ЗАГС).
В дальнейшем орган ЗАГС на основании имеющейся в ЕГР ЗАГС информации о договоре суррогатного материнства и его участниках имеет право отказать в государственной регистрации рождения суррогатной матери, в случае, если она решит обратиться за регистрацией рождения генетически неродного ей ребенка в нарушение заключенного договора.
Для возможности включения данных положений в действующее законодательство также должен быть решен вопрос о безотзывности согласия суррогатной матери на запись потенциальных родителей в качестве родителей ребенка, рожденного ею в рамках участия в программе суррогатного материнства.
Таким образом, в настоящее время действующее законодательство в сфере ВРТ непоследовательно и несистемно и требует дальнейшего совершенствования.
Библиографический список: