Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Правовые меры преодоления религиозного экстремизма

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Айсханова Екатерина Султановна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 2369
Показать PDF версию Правовые меры преодоления религиозного экстремизма

Айсханова Екатерина Султановна
к.ю.н., доцент кафедры уголовного права и криминологии
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

Основную роль в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению религиозного экстремизма и устранения его последствий, следует отвести органам государственной власти при их активном взаимодействии с различными общественными институтами. Тенденция нарастания экстремизма под религиозным знаменем во многом обусловлена существующими противоречиями во взаимоотношениях как между конфессиями, так и внутри них, активизацией деятельности некоторых иностранных религиозных организаций, практическая деятельность которых имеет явно выраженный деструктивный характер. По нашему мнению, обеспокоенность вызывают их попытки, направленные на внесение раскола в традиционные для России религиозные объединения (православные, мусульманские, иудейские и другие общины).

Религиозная экспансия на территорию России со стороны других государств привела к значительному росту новых религиозных движений. Интенсивный рост религиозных новообразований нарушает сложивший в стране этноконфессиональный баланс, вызывает возрастание межконфессионального противоборства и недовольства основной части населения.

В данных условиях органы исполнительной власти не всегда правильно выстраивают свои отношения с религиозными организациями, а нередко и уходят от новых проблем, не обеспечивая соблюдения законности, не налаживают взаимодействия в решении общих задач.

Относительно достигнутых успехов в борьбе с религиозным экстремизмом следует обратить внимание на следующие точки зрения в политологическом сообществе. Часть политологов, представляющих государственные структуры и склонных видеть в их работе положительный эффект, оценивают борьбу с проявлениями религиозного экстремизма как успешную. Среди достижений в этой области названы нормализация положения в Чечне, эффективная работа спецслужб и правоохранительных органов по пресечению ряда экстремистских акций. Дается высокая оценка работе Межрелигиозного Совета России. С другой стороны, заметна точка зрения, что наряду с успехами имеются и серьезные недоработки, связанные с нарушениями равных прав российских религиозных организаций на осуществление религиозной деятельности.[1,с.535]

Существующая необходимость дальнейшего совершенствования законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, а так же о последовательной реализации принимаемых законов нуждается в более точной юридической квалификации самих понятий «религиозный экстремизм» и «религиозная экстремистская деятельность», не допускающая разночтений и произвольных толкований.

В ряду конкретных мер, которые следовало бы предпринять государству и его институтам для повышения эффективности противодействия религиозному экстремизму на первый план выдвигается принятие и реализация взвешенной концепции, государственно-конфессиональных отношений, утверждение принципов верховенства закона, равенства перед законом и равно уважительного отношения к представителям различных национально-культурных и религиозных традиций. Одновременно, востребованным представляется институт квалифицированных и патриотически настроенных религиозных лидеров, посредством которого возможна борьба с проявлениями религиозного экстремизма. Целесообразно установление более строгого контроля за подготовкой священнослужителей в зарубежных учебных заведениях и миссионерской  деятельностью  иностранных  религиозных  организаций  и духовных лиц, преподавание религиоведческих дисциплин в средних и высших учебных заведениях, создание системы повышения религиоведческой квалификации работников правоохранительных органов, государственных и муниципальных служащих. В то же время, выделение одних религиозных организаций путем предоставления им соответствующих преференций за счет принижения других, как и использование административного ресурса для формирования того или иного отношения к религии не является конструктивным.[2,с.356]

Активизации религиозного экстремизма политические институты должны противопоставить идеи толерантности и готовность к плодотворному взаимодействию в системе «религия - общество — государство». По нашему мнению, публичная общественная поддержка конституционного принципа свободы совести и вероисповедания -необходимое условие для поддержания межрелигиозного мира. При этом нельзя также забывать о необходимости большей активности самих религиозных организаций как в защите своих законных интересов, так в разрешении разного рода конфликтных ситуаций с использованием соответствующих правовых механизмов. Общественные и религиозные институты должны тесно взаимодействовать, особенно, в области просвещения и социальной работы. Особую важность представляет приобщение к высшим духовным ценностям мировых религий, поскольку истинно верующим людям чужды экстремизм и насилие. Важно также правильное восприятие семейных ценностей и воспитания детей, которым следует показывать пример уважения к людям иных культур, религий и мировоззрений. Среди других качеств, необходимых гражданам для противостояния религиозному экстремизму, на наш взгляд необходимы патриотизм, гражданская смелость, юридическая грамотность. Вместе с тем необходимо повышать собственные религиоведческие знания, чтобы иметь взвешенный подход к проявлениям религиозного экстремизма, уметь не поддаваться  на провокации  и даже  по  возможности  самостоятельно  их пресекать, при необходимости прибегая к помощи правоохранительных органов.

По нашему мнению, преодоление религиозного экстремизма - это задачи также и гражданского общества, но в силу неразвитости его институтов в современной России эффективно такую работу может вести лишь государство. Вот почему руководство борьбой с проявлениями религиозного экстремизма — прерогатива государственных ведомств федерального и регионального уровня, а так же органов местного самоуправления, которые в этой области должны тесно взаимодействовать со всеми институтами гражданского общества, включая религиозные организации. Это позволит обеспечить оптимальное сочетание мер принудительного и воспитательного характера. В настоящее время решающую роль в противодействии проявлениям экстремизма должны сыграть правоохранительные органы, наделенные соответствующей компетенцией при условии надлежащего общественного контроля за их деятельностью.

Литература:

  1. Бидова Б.Б. Экспансия исламского радикализма на Северном Кавказе//Молодой ученый. 2013.№6. С. 535-537.

  2. Бидова Б.Б. Криминологическая характеристика экстремизма, основанного на национально-религиозной специфике Северо-Кавказского федерального округа//Молодой ученый. 2012.№ 12. С. 356-358.