Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Расаева Хеди Адмановна
доцент
кафедры гражданского права и процесса
Чеченского государственного университета
Объединения в медицинской сфере являются одними из наиболее развитых и закрепленных в законодательстве Российской Федерации.
Данный тезис подтверждается тем, что ст. 76 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прямо устанавливает, что в целях реализации и защиты прав медицинских работников и фармацевтических работников, развития медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, содействия научным исследованиям, решения иных связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников и фармацевтических работников вопросов указанные работники имеют право на создание на добровольной основе профессиональных некоммерческих учреждений, которые могут формироваться в соответствии с критериями:
1) принадлежности к медицинским работникам или фармацевтическим работникам;
2) принадлежности к профессии (врачей, медицинских сестер (фельдшеров), провизоров, фармацевтов);
3) принадлежности к одной врачебной специальности.
Таким образом, в законе прямо закреплены виды профессиональных объединений в медицинской сфере в зависимости от субъектов, которые в них входят.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности и др. Примерами могут быть: Международный благотворительный общественный фонд помощи детям при катастрофах и войнах; Смоленская региональная общественная организация «Врачебная Палата»; Общественная организация «Новосибирская областная Ассоциация врачей»; Калининградская региональная общественная организация «Врачебная Палата»; Некоммерческое партнерство «Тюменское региональное медицинское общество»; Некоммерческое партнерство «Ассоциация руководителей скорой медицинской помощи»; Межрегиональная общественная организация «Врачебная палата Южного Федерального округа»; Саратовская региональная общественная организация «Ассоциация эндокринологов» (СРООФЭ), и др.
Профессиональные объединения в медицинской сфере могут быть созданы в иных организационно-правовых формах. К примеру, в 2009 году в форме некоммерческого партнерства была создана Национальная Медицинская палата, которая является некоммерческой организацией, основанной на членстве и объединяющей некоммерческие медицинские организации и общественные медицинские объединения (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные), а также иные некоммерческие организации и общественные объединения, целью которых является деятельность в области медицины и здравоохранения.
Целью создания «Национальной Медицинской Палаты» является объединение всего профессионального медицинского сообщества России на принципах саморегулирования для совершенствования системы охраны здоровья населения России.
При этом «Национальная Медицинская палата» для медицинских работников:
• ставит перед собой задачи повышения престижа профессии, пропаганду героизма медицинских работников и самоотверженного служения делу, внедрения системы медицинской профориентации молодежи и поддержки молодых специалистов;
• обеспечивает условия для активного участия каждого своего члена в формировании консолидированного мнения по актуальным вопросам медицинского сообщества;
• намерена осуществлять правовую защиту и юридическую поддержку профессиональной деятельности каждого медицинского работника;
• считает важным добиться адекватного страхования профессиональной ответственности медицинского работника при неизбежно низком при существующей оплате труда страховом взносе. Страхование ответственности предполагается также осуществлять Обществом взаимного страхования, создаваемом при Палате;
• считает целесообразным разработку обоснованных общероссийских критериев ценообразования с целью снижения стоимости аттестации и сертификации.
• видит свой долг в поддержке каждодневного труда врача, фельдшера и медицинской сестры. Палата запланировала реализацию книгоиздательских проектов по выпуску справочной литературы по различным вопросам практической медицинской деятельности, подготовленных представителями профессионального сообщества.
Профессиональные объединения в медицинской сфере могут быть созданы в форме ассоциаций и союзов. Ассоциации и союзы традиционно считаются некоммерческими организациями, то есть не имеющими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющими полученную прибыль между участниками.
В ГК РФ и Федеральном законе «О некоммерческих организациях» ассоциации и союзы не разделяются терминологически. Необходимо отметить, что традиционно для ассоциации формирующим признаком является однотипный состав участников, а для союза — общность целей объединения.
Однотипность состава участников определяется их правовыми формами, принадлежностью к одной отрасли экономики, в то время как общность целей может определяться интересами конкретного региона, развитием конкретной сферы деятельности и др.[1,с.45].
Статус профессиональных объединений, а в особенности ассоциаций (союзов) в настоящее время содержит ряд принципиальных противоречий, и прежде всего по кругу участников (субъектному составу), которые могут данное объединение образовывать (создавать).
Основная проблема касается разграничения между правовыми статусами профессиональных медицинских ассоциаций и смежных правовых форм — профессиональных союзов и ассоциаций, предусмотренных нормами ст. ст. 121 — 123 ГК РФ.
Известные отличия состоят в членском составе (для профессиональных медицинских ассоциаций это физические лица, являющиеся медицинскими работниками, а для ассоциации согласно ГК РФ — юридические лица), а также в том, что предусмотренные ст. 121 ГК РФ ассоциации создаются отдельно для коммерческих и отдельно для некоммерческих учреждений.
Следовательно, для полноценного применения на практике нормативной конструкции ассоциации (союзов) применительно к участию в них граждан необходимо внести соответствующие изменения в гражданское законодательство, существенно изменив структуру самого объединения.
Тем не менее, в какой бы форме не были созданы профессиональные некоммерческие организации в медицинской сфере, в соответствии с п. 2 ст. 76 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» им присущи определенные права:
· принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья, в решении вопросов, связанных с нарушением этих норм и правил, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, программ подготовки и повышения квалификации медицинских работников и фармацевтических работников,
· принимать участие в аттестации медицинских работников и фармацевтических работников для получения ими квалификационных категорий.
· разрабатывать и утверждать клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи;
· принимать участие в деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, фондов обязательного медицинского страхования, а также в разработке программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Кроме того, медицинские профессиональные некоммерческие организации, основанные на личном членстве врачей и объединяющие не менее 25 процентов от общей численности врачей на территории субъекта Российской Федерации, наряду с указанными правомочиями вправе принимать участие:
1) в аттестации врачей для получения ими квалификационных категорий;
2) в заключении соглашений по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования и в деятельности фондов обязательного медицинского страхования;
3) в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
При наличии на территории субъекта Российской Федерации нескольких профессиональных учреждений в медицинской сфере, в каждой из которых численность врачей превышает 25 процентов от их общей численности на территории субъекта Российской Федерации, указанные выше функции должна осуществлять самая многочисленная медицинская профессиональная некоммерческая организация.
В настоящее время утверждены также Критерии, при соответствии которым медицинским профессиональным некоммерческим организациям может быть передано осуществление отдельных функций в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации[2]:
1. Личное членство врачей одной специальности в медицинской профессиональной некоммерческой организации, объединяющей более 50 процентов общей численности врачей соответствующей специальности на территории Российской Федерации (данные персонифицированного учета в отношении лиц, которые участвуют в оказании медицинских услуг), и членство указанной медицинской профессиональной некоммерческой организации в иной организации.
2. Объединение в составе иной организации, предусмотренной пунктом 1, одновременно:
а) более 50 процентов медицинских профессиональных некоммерческих учреждений, предусмотренных ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
б) более 25 процентов медицинских профессиональных некоммерческих учреждений, основанных на личном членстве врачей одной специальности и объединяющих более 50 процентов общей численности врачей соответствующей специальности на территории Российской Федерации, сформированных по основным специальностям врачей (в соответствии с номенклатурой специальностей специалистов, имеющих медицинское образование).
Необходимо отметить, что, несмотря на содержание в законодательстве положений о возможности объединения медицинских организации в профессиональные сообщества, в последнее время высказываются позиции относительно внедрения системы саморегулирования в сферу здравоохранения.
В частности, согласно пп. 6 п. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация охраны здоровья осуществляется путем управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.
Многие ученые поддерживают идею создания саморегулируемых учреждений в сфере здравоохранения, полагая, что нормы саморегулирования, как правило, гибче норм, устанавливаемых государством, а участникам рынка легче воздействовать на политику учреждений самоуправления, чем на политику государственных органов[3,с.39].
Специалисты в сфере здравоохранения видят возможность достижения положительного эффекта в сфере медицины и образования только путем создания саморегулируемых учреждений, поскольку это позволило бы закрепить механизм организации медицинской помощи, разработать систему эффективного лекарственного обеспечения, разработать стандарты качества медицинской помощи и т.д. [4,с.146]
В то же время высказывается большое количество и негативных взглядов на создание системы саморегулирования медицинской деятельности. Так, например, по мнению Ю.В. Тай, любая зависимость представителей профессии от саморегулируемых учреждений приобретает со временем тотальный характер[5,с.30]. А по мнению А.В. Ромахина, в России пытаются окончательно разрушить систему государственного контроля и передать функции весьма сомнительным и далеко не демократичным новообразованиям[6,с.32].
Тем не менее, вплоть до настоящего времени саморегулируемые организации выступают важными регуляторами предпринимательских отношений.
Следует отметить, что саморегулирование в медицинской сфере достаточно развито в зарубежных странах, поэтому достижения медицины развитых стран во многом зависят от наличия негосударственных структур (палат, ассоциаций), эффективно действующих на принципах саморегулирования. Благодаря их деятельности достигаются реальные положительные эффекты для общества и государства:
— сокращение государственных расходов на регулирование и контроль в соответствующей сфере деятельности;
— повышение эффективности государственного управления, так как субъектов регулирования — всего несколько саморегулируемых учреждений, а не множество субъектов предпринимательства;
— дебюрократизация за счет устранения необходимости непосредственного взаимодействия предпринимателей с чиновниками по вопросам повседневной деятельности;
— появление возможности влияния на деятельность регулятора;
— установление и оперативное поддержание порядка в соответствующей сфере за счет дисциплинарного воздействия со стороны саморегулируемых учреждений к своим членам, нарушителям действующих правил и (или) прав клиентов.
Действительно, нормативное правовое обеспечение саморегулирования связано с ограничением его содержания: на этом уровне допускается принятие (установление) профессиональными объединениями исполнителей правил этики, стандартов поведения в профессиональной деятельности. Правила ведения медицинской деятельности, стандарты оказания медицинских услуг, требования к качеству принимаются на нормативном правовом уровне[7,с.24].
По нашему мнению, в силу специфики деятельности такие саморегулируемые организации должны быть не просто административными органами, но и иметь целый высококвалифицированный штат сотрудников — специалистов в медицинской сфере. Иначе получится бюрократический произвол без понимания специфики.
Литература: