Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Правовой статус государственных языков в республиках РФ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Яхьяева Мархат Увайсовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 2736
Показать PDF версию Правовой статус государственных языков в республиках РФ

Яхьяева Мархат Увайсовна
ассистент кафедры уголовного права и криминологии
ФГБОУ ВО Чеченский государственный университет
г. Грозный
E-mail: marhat-95@mail.ru

Проблема сохранения национального языка, его чистоты и самобытности в современном мире, в условиях глобализации и постоянных миграционных волн, вызывает все большую обеспокоенность не только у малочисленных народов, но и представителей крупных языковых групп.

Конституция Российской Федерации признает за республиками Российской Федерации право устанавливать свои государственные языки и использовать их в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком Российской Федерации (ст. 68 ч. 2).

Часть 2 рассматриваемой статьи предоставляет отдельным субъектам Российской Федерации — республикам — закреплять собственные государственные языки наряду с русским языком. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что Конституция закрепляет, во-первых, что государственный язык вправе устанавливать только республика, во-вторых, государственный язык республики должен использоваться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях наряду с русским языком.

В соответствии со ст. 10 Конституции Чеченской Республики государственными языками в Чеченской Республике являются чеченский и русский языки.

Вместе с тем отдельные республики в составе России не стали пользоваться соответствующим правом, так, согласно статье 11 Конституции Карелии в качестве государственного языка провозглашается только русский язык.

Напротив, в Конституции Республики Крым, несмотря на относительную малочисленность крымскотатарской и украинской национальных групп, в статье 10 в качестве государственных закреплены три языка: русский, украинский и крымскотатарский.

Правовое положение государственного языка республики, входящей в состав России, регулируется нормами Закона РФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 12.03.2014) «О языках народов Российской Федерации» и соответствующим законодательством республики. Следовательно, на государственном языке в республике может осуществляться судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в иных судах, за исключением, к примеру, военных и арбитражного суда республики. Также государственный язык республики может использоваться при изготовлении и издании официальных документов и бланков, работе средств массовой информации и органов государственной и муниципальной власти.

Вместе с тем следует отметить, что на практики использование государственного языка республики, как правило, ограничивается его использованием на административных фасадных вывесках, что, естественно, не способствует популяризации государственного языка республики.

Признание языка государственным, таким образом, не гарантирует его сохранение и популярность в обществе, так как наличие определенного статуса является недостаточным условием для подобного. Сохранение языка требует усилий не только со стороны государства и его органов, но и общественности в лице ее наиболее активной и образованной части, важную роль в популяризации языка играют также средства массовой информации, которые имеют существенное влияние на общественное мнение.