Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Правовой мониторинг как средство современной российской правовой политики

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Федотова Светлана Александровна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2017»  (декабрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2783
Показать PDF версию Правовой мониторинг как средство современной российской правовой политики

Федотова Светлана Александровна
Магистрант
ПИ (филиал) ВГУЮ (РПА МИнюста России),
Россия, г. Саратов
E-mail: svefe@mail.ru

Научный руководитель: Затонский Виктор Александрович
к.и.н. доцент.
Кафедра государственно-правовых дисциплин
ПИ (филиал) ВГУЮ (РПА МИнюста России),
Россия, г. Саратов

Стремительное расширение массива российского законодательства в последние годы дает противоречивые результаты: принимается довольно много несовершенных с точки зрения юридической техники нормативных актов, не вполне согласованных друг с другом и, как следствие, порождающих противоречия и коллизии, что в свою очередь создает серьезные проблемы в правоприменительной деятельности.

Одной из причин не соответствующего требованиям времени состояния российского законодательства и низкой эффективности правоприменения является отсутствие полной объективной и непрерывной информации о проблемах реализации нормативных актов, что, в свою очередь, не дает возможности создать обратную связь между нормотворческими и правоприменительными органами и повысить тем самым эффективность правового регулирования.

Решения указанной проблемы трудно добиться без осуществления правового мониторинга действующего законодательства и практики его применения, с помощью которого создается возможность наблюдения за жизненным циклом нормативного правового акта, оценивать эффективность его применения и своевременно осуществлять меры по устранению выявленных таким образом недостатков.

Основываясь на массовости проблем и задач, которые сформированы и решаются правовой политикой, набор используемых средств должен быть широким. В значительной степени именно от разнообразия освоенных средств правовой политики зависят ее характер, возможности и результаты. Кроме того, постоянно ускоряющийся процесс трансформации правовой системы общества требует адекватного обновления системы средств правовой политики. Как отмечается В. В. Нырковым «повышение качества и результативности механизма правового регулирования невозможно без грамотной системной организации юридического инструментария. Отсюда, наряду с вышеназванными средствами (инструментами и деяниями) правовая политика имеет и своего рода специальные (собственные) средства, предназначенные для совершенствования и развития правовой системы (например, концепции, программы, юридическая техника, правовой мониторинг, правовая экспертиза, систематизация правовых актов, планирование, прогнозирование, унификация и специализация законодательства и другие)» [6, с. 64].

Справедливо указание А. В. Малько на то, что правовой мониторинг играет весьма важную роль в системе специальных средств российской правовой политики [4, с. 154].

Под правовым мониторингом понимают «систему информационных наблюдений, дающую возможность анализировать и оценивать: 1) результаты нормотворческой деятельности, прежде всего законопроектной (правотворческий процесс); 2) качество нормативных правовых актов, принятых тем или иным правотворческим органом в соответствии с предоставленной ему правотворческой компетенцией; 3) эффективность их практического действия, реализации (правоприменительный процесс)» [1, с. 9-10].

Комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по методологии реализации конституционных полномочий было организовано и проведено несколько Всероссийских научно—практических конференций, посвященным проблемам мониторинга правового пространства и правоприменительной практики, так же по сей день проводятся и совместные Всероссийские научно—практические конференции Министерства юстиции Российской Федерации по мониторингу законодательства и правоприменения и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Создан Совет законодателей, ежегодно готовится доклад Совета Федерации «О состоянии законодательства в Российской Федерации», регулярно проводятся парламентские чтения, межрегиональные научно—практические семинары, заседания постоянно действующего методологического семинара вышеназванной Комиссии, «дни мониторинга законодательства и правоприменительной практики», выезды в регионы для обсуждения проблем регионального законодательства и согласованности его с федеральным, медиа—слушания и другие многочисленные мероприятия в данной области.

Кроме того, сотрудниками Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по проведению правового мониторинга, действует соответствующая группа экспертов при Министерстве юстиции Российской Федерации по подготовке федерального закона «О правовом мониторинге», в субъектах федерации проводится работа по отслеживанию несоответствий и мелкотемья в региональном законодательстве (например, в Ставропольском крае) [3, с. 265-266], «проводятся сравнительные исследования законодательства различных субъектов федерации по отдельным вопросам» [2, с. 3-5].

На сегодняшний день главное назначение правового мониторинга заключается в повышении качества законов, их эффективной реализации, что в итоге должно помочь совершенствованию законодательства. Главная цель правового мониторинга — оптимизация правовой системы.

Однако правовой мониторинг — это лишь часть процесса, связанного с оптимизацией правовой системы общества, с активизацией средств правовой политики. В него логичным образом должен войти и мониторинг общественного мнения по вопросам права и правоприменения, что в совокупности с правовым мониторингом может составить уже мониторинг социально-правовой.

С таким средством правовой политики, как мониторинг, тесную взаимосвязь имеет такое средство, как правовая экспертиза, роль которой при осуществлении мониторинга состоит в формировании глубины, всесторонности и объективности правовой политики, что может быть достигнуто, посредством того, что к оценке наблюдений за протекающим процессом подключаются специалисты, способные провести анализ и дать соответствующие объяснения ходу процессов и рекомендации по их корректировке. «Экспертиза является углубленным анализом конкретно взятого объекта (в том числе информационного), основанная на применении накопленных профессиональных знаний и собственного опыта эксперта, итогом которого является заключение, оформленное в соответствующем процедурном порядке в виде официального документа установленной формы с последующей целью обеспечения формирования должного решения по рассматриваемому вопросу» [5, с. 6].

Для выстраивания эффективной правовой политики важным будет являться то, чтобы правовой мониторинг активнее применялся именно на стадии подготовки проектов нормативных правовых актов, особенно законопроектов, как наиболее значимых актов. Как следствие, правовой мониторинг в большей степени — это оценка законопроекта с точки зрения: связи законопроекта с общей системой действующего законодательства Российской Федерации; соответствия его положений нормам Основного закона России; соотношения законопроекта с признаваемыми Российской Федерацией международно-правовыми актами; соблюдения правил юридической техники; обоснованности выбора вида законопроекта; обеспеченности законопроекта финансовыми, организационными и иными ресурсами, мерами ответственности.

Эффективная правовая политика невозможна без непрерывного осуществления правового мониторинга, действенность результатов которого во многом зависит от того, опираются ли эти результаты на полную и достоверную информацию, раскрывающую все стороны исследуемого объекта.

Эффективность мониторинга повышается, если он сочетается с юридическим прогнозированием. Мониторинг выявляет недостатки правового регулирования, прогноз позволяет найти наиболее оптимальные пути их преодоления.

Таким образом необходим комплексный правовой подход осуществления в целом правовой политики посредством не только правового мониторинга, но и других ее средств, что будет способствовать разработке научно-обоснованных рекомендаций по усовершенствованию действующего законодательства.

Библиографический список:

  1. Аналитический доклад «Правовой мониторинг: концепция и механизм проведения» (подготовлен сотрудниками Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации). 2006. — С. 9–10.
  2. Дунаев, А. В. Контроль правоприменения как способ обеспечения эффективности правовой политики субъектов Российской Федерации / А. В. Дунаев // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2006. —  3 (21). — С. 3–5.
  3. Исаков, Н. В., Мазуренко, А. П. Правотворческая политика: федеральный и региональный уровни // Правовая политика России: теория и практика: Монография / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. — М.: Юристъ, 2006. — С. 265–266.
  4. Малько, А. В. Теория правовой политики: монография / А. В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — С. 154.
  5. Мамитова, Н. В. Правовая экспертиза российского законодательства: вопросы теории и практики / Н. В. Мамитова // Государство и право. — 2010. —  11. — С. 6.
  6. Нырков, В. В. Средства правовой политики / В. В. Нырков // Правовая политика: словарь и проект концепции / Под ред. А. В. Малько. — Саратов, 2010. — С.64.