Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Правовое регулирование в сфере вовлечения результатов интеллектуальной деятельности, созданных в ходе выполнения НИОКТР, в гражданский оборот

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Швыдкова Ольга Олеговна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 2336
Показать PDF версию Правовое регулирование в сфере вовлечения результатов интеллектуальной деятельности, созданных в ходе выполнения НИОКТР, в гражданский оборот

Швыдкова Ольга Олеговна
Магистрант РГАИС, Россия, г. Москва
E-mail: shvydkova.olga@mail.ru

Научный руководитель: Голощапов Алексей Михайлович
к.ю.н.,
Кафедра гражданского и предпринимательского права
РГАИС, Россия, г. Москва

Целью государственной политики, направленной на развитие науки и совершенствование технологий, является переход к инновационному росту и модернизация экономики. При этом экономический рост обеспечивается за счет внедрения высокотехнологического производства. Прослеживается необходимость развития научно-технического потенциала российской экономики, как стратегического направления деятельности государственных органов.

проблемы инновационным направлением развития российской экономики, коммерциализацией возникающей в процессе НИОКТР объектов интеллектуальной собственности, повышением экономической отдачи введения в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности. Это тем более важно в современных условиях, сложившихся в нашей стране, на фоне введенных экономических санкций, ограничений доступа к передовым западным технологиям и разработкам, необходимостью развития импортозамещающей продукции и производства на основе созданных и создаваемых объектов российской интеллектуальной собственности.

Осуществление государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, а так же создания условий для сохранения интеллектуального потенциала страны обусловлено принятием Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

В Указе отражены приоритетные направления обеспечивающие: «сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, в области создания, правовой охраны и использования результатов научно — технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий; государственное стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно — технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей.»

Также Указом предусматривалось принять в 1998 — 1999 годах нормативные правовые акты, направленные на решение первоочередных задач по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно — технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий. Во исполнение Указа, Правительством Российской Федерации принято постановление от 02 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» в котором отражен порядок закрепления за Российской Федерацией прав на результаты научно-технической деятельности, ранее полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет, и средств федерального бюджета.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 сентября 1999 г. № 982, уполномоченным федеральным органам исполнительной власти предписывалось обеспечить: «введение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности путем передачи третьим лицам прав на использование выявленных в результате инвентаризации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений и конфиденциальной информации об указанных результатах в соответствии с законодательством Российской Федерации. Введение указанных результатов в хозяйственный оборот для обеспечения федеральных государственных нужд осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.»

Таким образом, задачи по обеспечению закрепления исключительных прав на объекты в сфере науки и технологий за Российской Федерацией, а также организация их использования были возложены на федеральные органы исполнительной власти.

При проведении мероприятий по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности федеральные органы исполнительной власти должны руководствоваться положениями, которые отражены в утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 1607-р Основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности (далее — Основные направления). В которых установлено, что ключевым направлением подъема российской экономики, обеспечивающим реализацию национальных интересов России является вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Это должно было решить перечень задач, стоящих перед государством, в частности:

— повышение уровня и качества жизни населения на основе развития производства конкурентоспособной отечественной продукции с высокими техническими и потребительскими характеристиками;

— прогрессивные структурные преобразования в области материального производства;

— повышение экспортного потенциала российской экономики;

— создание новых рабочих мест, расширение на этой основе налогооблагаемой базы;

— обеспечение оборонной, технологической, экономической и экологической безопасности Российской Федерации.

При этом было отражено, что создание наукоемкой продукции требует крупных финансовых затрат, в связи с чем в условиях ограниченности бюджетных средств государство может взять на себя расходы, связанные в основном с первым этапом — созданием результатов научно-технической деятельности в приоритетных областях науки и техники. Усилия федеральных органов исполнительной власти (в первую очередь государственных заказчиков) при реализации федеральных целевых или научно — технических программ должны быть направлены на первоочередное обеспечение финансовыми средствами приоритетных разработок и коммерческое использование их результатов.

В Основных направлениях признана важность обеспечения правовой охраны результатов научно-технической деятельности, как одного из важнейших условий введения их в хозяйственный оборот, а также необходимость регламентации осуществления такой охраны.

Предусматривалось, что правовая охрана создает основу для защиты интересов авторов, инвесторов и производителей продукции от недобросовестной конкуренции в процессе оборота этих результатов, который регулируется нормами гражданского права.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, в том числе те, на которые решением Правительства Российской Федерации возложены функции государственных заказчиков научно-технической продукции, должны обеспечивать в обязательном порядке закрепление за государством прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности, а также доведение которых до стадии промышленного применения берет на себя государство. Предусматривалось, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти обязаны эффективно осуществлять в пределах своей компетенции распоряжение закрепленными за государством правами на результаты научно-технической деятельности в целях их доведения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции с привлечением при необходимости организаций-разработчиков.

В соответствии с Основными направлениями, права государства на результаты научно-технической деятельности предписывалось вводить в хозяйственный оборот, в том числе путем их передачи либо организации — разработчику, либо инвестору, либо иному хозяйствующему субъекту. При этом устанавливалось, что вопросы принадлежности прав на результаты научно-технической деятельности должны определяться в государственных контрактах на выполнение работ для государственных нужд и других предусмотренных законодательством договорах.

Основные направления также определяли, что при передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, государство не рассматривает в качестве основной цели возмещение затрат на финансирование этой деятельности.

Реализация государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности определила дальнейшие шаги по совершенствованию обеспечения правовой охраны результатов научно-технической деятельности при их введении в хозяйственный оборот, порядок закрепления за государством прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет бюджетных средств, а также качественные критерии определения результатов, права на которые не подлежат передаче и должны закрепляться за Российской Федерацией в лице государственных заказчиков.

В единой федеральной базе данных по итогам выполнения НИОКТР, зарегистрировано более 1 млн. научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведенных в Российской Федерации с 1982 г. по 2013 г., из них в период 2010-2012гг. было проведено 84 898 работ. В то же время, только 8433 результата научно-технической деятельности зарегистрировано за 2010-2012гг., в качестве объектов учета в данной базе НИОКТР., из этого следует, что в эти годы на 10 НИОКТР приходится менее 1 полученного результата интеллектуальной деятельности. [1]

Исходя из данных формы № 4-НТ, формируется перечень сведений по использованию результатов интеллектуальной деятельности. На основании базы данных ФГБУ «ФИПС» в 2014 году всего 26731 патентов на изобретения, промышленные образцы и полезные модели из всех объектов патентных прав на рынке было вовлечено в гражданский оборот.

Причинами такой низкой результативности, при освоении бюджетных средств, могут служить отсутствие со стороны государственных заказчиков соответствующего контроля за исполнением условий государственных контрактов на выполнение НИОКТР, а также неясность вопросов, в отношении включения условий в государственный контракт на выполнение НИОКТР, касающихся создания результатов интеллектуальной деятельности, их последующей правовой охраны, учета и использования.

Распоряжение правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности возложено на государственных заказчиков. Для федеральных органов исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками, такие функции нехарактерны, задачи по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности им не свойственны.

Список использованной литературы

  1. Аналитический доклад «О состоянии правовой охраны, использования и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации в 2012 году» // Республиканский научно-исследовательский институт интеллектуальной собственности (РНИИИС) // Москва //2013 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»