Евразийский
научный
журнал

Правовое положение беженцев

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Цамаев Рахман Рамзанович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2017»  (сентябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1667
Показать PDF версию Правовое положение беженцев

Цамаев Рахман Рамзанович,
студент 4-го курса
Чеченского Государственного Университета,
г. Грозный
E-mail: crahman@mail.ru

Проблема лиц, вынужденно оставляющих страну своего происхождения или постоянного местожительства и ищущих новое местожительство, является одной из глобальных проблем в мире. По данным Организации Объеденных Наций (далее ООН), сегодня только беженцев, находящихся в ведении Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (далее УВКБ ООН), насчитывается свыше 17 млн.

Правовой статус беженцев закреплен Международной Конвенцией о статусе беженцев, которая была принята 28 июля 1951 г., к которой Россия присоединилась 19 февраля 1993 года. В Российской Федерации в настоящее время действует Федеральный закон «О беженцах», первая редакция которого принята 19 февраля 1993 года.

Беженец — это особая категория иностранцев на территории Российской Федерации. От иных иностранцев их отличает то, что они покидают место своего постоянного жительства за пределами России не по своей воле.

В первую очередь в Российской Федерации просят убежище наши бывшие соотечественники из стран СНГ и Балтии. Возвращающиеся лица больше подходят под понятие «репатриантов», принятое в других странах, но из-за отсутствия необходимого законодательства они вынуждены ходатайствовать о получении статуса беженцев.

Вторая категория — это беженцы из третьих стран. Большинство из них афганцы, около 100 тысяч которых находились или бежали в СССР к моменту вывода советских войск из Афганистана и которые не могут вернуться на родину по различным причинам. Кроме них просят убежище также беженцы и из других стран. По экспертным оценкам, на территории России только нелегально находится от 700 тыс. до 1,5 млн. иммигрантов, как правило, это выходцы из Афганистана, Северной Кореи, Югославии, Судана, Эфиопии, Сомали и других стран. Более 250 тыс. из них, нуждаются в предоставлении им статуса беженцев в соответствии с международными обязательствами России. Чаще всего они находятся в России проездом в Западную Европу и не намерены поселяться в стране. Тем не менее многие ходатайствуют о предоставлении убежища, ожидая возможности выехать на Запад или получив отказ от страны, где они рассчитывали получить убежище.

Признание лица беженцем представляет довольно сложную процедуру, которая начинается, представлением ходатайства о признании беженцем в Российской Федерации и завершается выдачей удостоверения беженца либо уведомление об отказе в признании беженцем.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем, которое достигло возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:

— в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности;

— в пост иммиграционного контроля федерального органа по миграционной службе;

— в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности;

— в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

Решение о признании беженцем является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О беженцах», другими федеральными нормативными правовыми актами государственных органов Российской Федерации и ее субъектов. Выданное удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем.

Лицо признается беженцем на срок до трех лет, который, в случае необходимости, может продлеваться на каждый последующий год.

Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимость на условиях, предусмотренных для иностранных граждан, ходатайствовать о получении российского гражданства.

В большей или меньшей степени, но обе эти категории населения, находящиеся на территории РФ, обладают пакетом прав, свобод и обязанностей. Соответственно, на них распространяется действие гарантий в механизме реализации прав, свобод и обязанностей человека. Гарантии — это условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека. Согласно Конституции РФ (ст. 45) и мнению специалистов юридические гарантии прав и свобод человека можно разделить на объективные и субъективные. Объективные гарантии — это условия и средства осуществления прав и свобод, которые создаются, и в особенности используются, в охранительной деятельности общества, государства, его органов и должностных лиц. Субъективные гарантии — это условия и средства, которые применяет человек для защиты своих прав и свобод по собственному усмотрению.

На сегодняшний момент беженцы и вынужденные переселенцы, согласно российскому законодательству, имеют право на следующие способы самозащиты своих прав и свобод: право на труд, на обращение, право на мирные публичные мероприятия и на участие в управлении делами государства (только граждане РФ), право на информацию, необходимую оборону, на выбор места жительства и на свободу передвижения.

Таким образом, законодательство РФ предусматривает достаточно большой объем возможностей самостоятельной защиты беженцами и вынужденными переселенцами своих прав и свобод, но их реализация во многом безосновательно ограничивается самим государством. Изменив свою политику в этом вопросе, разработав и реализовав соответствующий механизм, государство, возможно, разрешит одну из самых сложных, болезненных и насущных проблем России.