Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ПРАВОСУДИЯ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Соловьёв Сергей Игоревич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №9 2020»  (сентябрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 435
Показать PDF версию ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ПРАВОСУДИЯ

Соловьёв Сергей Игоревич
Студент магистратуры,
Челябинский Государственный Университет,
Россия, г. Курган

Научный руководитель: Неровная Наталья Николаевна
к.ю.н. доцент. Кафедра Конституционного права и муниципального права

Правовой основой независимого правосудия является принцип независимости судей, а также деятельность судей по осуществлению правосудия и выполнению других полномочий органов судебной власти. Без независимых и беспристрастных судей правосудие не сможет существовать. Так, принцип независимости судей является первейшей гарантией, поскольку именно для этого правосудие и должно существовать в государстве, которое провозгласило себя правовым.

Принцип независимости судей закреплен как в российском законодательстве, так и в международном праве. В российском законодательстве в части 1 статьи 120 Конституции РФ это сформулировано следующим образом: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Это положение развивается в ст. 5 «Самостоятельность судов и независимость судей» Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — Закон о судебной системе) следующим образом:

Часть 1 — суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону;

Часть 2 — судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону; гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и законом;

Часть 4 — в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей;

Часть 5 — лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Очень важная составляющая принципа независимости судей содержится в части 2 статьи 120 Конституции РФ, которая наделяет суд полномочиями в выборе нормы права, подлежащей применению при принятии решения по рассматриваемому делу, при обнаружении несоответствия одного нормативного акта другому: суд самостоятельно принимает решение согласно с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. Данный принцип закреплен также в Федеральных конституционных законах, в статье 5 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011, ст. 5 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999, ст. 6 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995, в Законе РФ в ст. 1 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 (далее — Закон о статусе судей), в процессуальных кодексах.

Принцип независимости судей закреплен также в международном праве: Всеобщей декларации прав человека ст. 10, Международном пакте ООН о гражданских и политических правах ст. 14, Конвенции о защите прав человека и основных свобод ст.6 и др. Подробно содержание принципа независимости судей раскрывают утвержденные 25 — 26 ноября 2002 г. Комиссией ООН по правам человека Бангалорские принципы поведения судей: независимость рассматривается в качестве первой из шести ценностей, которыми должны руководствоваться судьи.

Судья должен осуществлять судейскую функцию независимо, на основе собственной оценки фактов и в соответствии со своей совестью, без каких-либо ограничений, ненадлежащего влияния, воздействия, давления, угроз либо вмешательства, прямого или косвенного, от кого бы и по каким причинам они ни исходили. Судья должен быть независим от общества в целом, от сторон, участвующих в деле, которое находится на его рассмотрении, от влияния со стороны исполнительной и законодательной ветвей власти и от других судей. Также считаю, что судья должен еще быть независим и от своего настроения, личных проблем, симпатий, антипатий и т.п.; они ни в коем случае не должны влиять на него и на принимаемые им решения.

Необходимо иметь в виду, что независимость судей не является самоцелью, не может быть абсолютной и служить лишь интересам судей. Ее предназначение — создавать условия и гарантии для объективного рассмотрения и разрешения судьями каждого находящегося в их производстве дела, но ни в коем случае не допускать произвола судей. Ясно одно, что судьи должны безоговорочно подчиняться Конституции, поскольку она имеет высшую юридическую силу и не содержит положений, которые влекли бы нарушения прав человека и гражданина, поэтому подчинение ей не представляет угрозы для независимости судей.

Но должны ли судьи так же безоговорочно подчиняться другим федеральным законам?

Ответ на этот вопрос позволит судебной власти, которую осуществляют суды в системе разделения государственной власти в России на законодательную, исполнительную и судебную, самостоятельно обеспечить защиту прав граждан, организаций и любых других заинтересованных лиц от нарушений со стороны власти законодательной — в случаях принятия ею законов, противоречащих Конституции, т.е. обеспечить реализацию положений ст. 18 Конституции РФ. Поэтому решение может быть только одним: в силу части 1 статьи 15 Конституции РФ законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции, судьи обязаны подчиняться не любым федеральным законам, а только тем, которые соответствуют Конституции.

В связи с этим в приведенный выше перечень обстоятельств, от которых судьи независимы, следует внести существенное дополнение: судьи независимы и от федеральных законов и других правовых актов, противоречащих Конституции РФ и эта независимость выражается в том, что судьи должны отказывать в применении таких федеральных законов.

Юридические гарантии независимости судей установлены Конституцией РФ и федеральными законами. Они относятся как непосредственно к судьям, так и к обеспечению деятельности судов в целом.

Конституция устанавливает следующие гарантии:

— Статья 121 — несменяемость судей;

— Статья 122 — неприкосновенность судей;

— Статья 124 — обязанность государства осуществлять из федерального бюджета такое финансирование судов, которое обеспечивало бы возможность полного и независимого осуществления правосудия.

Несменяемость и неприкосновенность судей не делает из них неприкасаемых и не позволяет им безнаказанно и преднамеренно нарушать законы; полномочия судей и при таких гарантиях могут быть прекращены или приостановлены, а судьи привлечены к ответственности, но только с соблюдением специальных правил, установленных федеральными законами. Несменяемость судей является важнейшей гарантией их независимости, особенно когда на них возложена обязанность обеспечить каждому обратившемуся в суд защиту его прав и свобод от решений и действий органов государственной власти и должностных лиц (статья 46 Конституции РФ).

Общеизвестно, что самостоятельность и независимость судей создают условия для эффективного правосудия, формирования единообразной судебной практики, основанной на правильном понимании духа и буквы закона. Эффективное правосудие создает благоприятную правовую среду, комфортные условия для ведения бизнеса, развития рыночной экономики, привлечения инвестиций, свободной конкуренции и улучшения качества жизни людей.

Литература

  1. Гущина Н.А. Независимость судей и проблемы коррупции в судах / Н.А. Гущина // Современное право. 2015.
  2. Кизирбозунц Т.М. Вопросы эффективности деятельности судебной власти место и роль судьи в гражданском обществе и демократическом государстве / Т.М. Кизирбозунц // Новый юридический журнал. 2014. N 4.
  3. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. М.А. Викут. М.: Юрайт, 2012.
  4. Малешин Д.Я. Гражданская процессуальная система России / Д.Я. Малешин. М.: Статут, 2011.
  5. Руднев В.И. Некомпетентность судья как основание для его отвода и прекращения полномочий / В.И. Руднев // Журнал российского права. 2003. N 7.
  6. Семенов А.В. Беспристрастность судьи / А.В. Семенов // Судебная власть и уголовный процесс. 2016. N 4.
  7. Этина Т.С. Внепроцессуальные обращения к суду: вопросы правовой регламентации / Т.С. Этина // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 2. N 2(62).
  8. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  9. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция).
  10. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 30.10.2018) «О судебной системе Российской Федерации».