Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Конституции провозглашают Российскую Федерацию и Федеративную Республику Германия правовыми государствами. При этом в Конституции России (ст. 1) содержится прямое указание: «Российская Федерация - Россия есть... правовое государство...». Основной Закон Германии ограничивается лишь косвенным упоминанием об этом в ст. 28 (абз.1), предписывая, что «Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства...».
Термин «правовое государство» («Rechtsstaat») сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля144 и других. В России видными сторонниками правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, П.А. Покровский, В.М. Гессен1.
Наиболее концентрированном виде основные черты правового государства сформулированы Р. В. Енгибаряном2. Среди них он называет следующие: верховенство закона (конституции); соответствие национального законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; реализация принципа разделения властей; гарантированность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность государства и личности, проявляющаяся в связанности деятельности государства и граждан правом. Указанный «набор» черт правового государства вполне соответствует представлениям о необходимых свойствах правовой государственности - нормативно-правовой (господства правового закона), институционально-правовой (система разделения властей) и гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина).
Анализируя степень воплощения идей правового государства, его основных признаков3 в современном конституционном законодательстве Российской Федерации и Германии, обосновывается вывод о том, что в рассматриваемых государствах достаточно реальными стали верховенство закона (конституции); соответствие национального законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; реализация принципа разделения властей; гарантированность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность государства и личности, проявляющаяся в связанности деятельности государства и граждан правом. Указанный «набор» черт правового государства вполне соответствует представлениям о необходимых свойствах правовой государственности - нормативно-правовой (господства правового закона), институционально-правовой (система разделения властей) и гуманитарно-правовой (права и свободы человека и гражданина)4.
Вместе с тем, несмотря на то, что обе страны - Россия и Германия - приложили значительные усилия для законодательного закрепления и реализации в жизнь основных принципов правового государства, анализ практики и научной литературы позволяет сделать вывод о целом ряде нерешенных к настоящему времени проблем, связанных с формированием отношений, которые характерны для подлинно правового государства.
В Российской Федерации существует проблема так называемого «указного правотворчества», под которым понимается деятельность Президента России по изданию указов по вопросам, входящим в компетенцию парламента до того, как сам высший представительный орган страны примет по ним решения. Необходимость «опережающего» нормотворчества главы российского государства мотивировалась, главным образом, масштабами законодательства и слабой оперативностью Федерального Собрания5.
В свою очередь, опыт конституционного закрепления прерогатив Конституционного Суда в Российской Федерации может быть вполне использован для расширения возможностей граждан Германии защитить свои права в аналогичном органе ФРГ. Дело в том, что Основной закон Федеративной Республики Германии гарантирует в своей ст. 93 каждому человеку возможность обратиться в Федеральный конституционный суд с жалобой на нарушение его основных прав лишь в том случае, если предварительно были исчерпаны все остальные возможности правовой защиты, в то время как положения ст. 125 Конституции Российской Федерации освобождают заявителя защищать свои права в судах общей юрисдикции, что существенно ускоряет решение по делу и придает ему максимально высокую юридическую силу.
Список используемой литературы
Государственное право Российской Федерации/ Учебник подред. О.Е. Кутафина. М., 1996
Европейское право/ Под ред. Л.М. Энтина М., 2001
Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права / Уч. пособие. М., 1999. С. 118 – 120
Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства / учебник для вузов. M., 2001. С. 329 - 353
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России". М., 1996. С. 99 - 100
Примечания
Государственное право Российской Федерации/ Учебник подред. О.Е. Кутафина. М., 1996
Европейское право/ Под ред. Л.М. Энтина М., 2001
Енгибарян Р.В., Краснов Ю.К. Теория государства и права / Уч. пособие. М., 1999. С. 118 - 120
подробнее об этом: Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства / учебник для вузов. M., 2001. С. 329 - 353
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России". М., 1996. С. 99 - 100