Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Кагерманов Абу-Салих Сайдалиевич
доцент кафедры теории и истории государства и права
ФГБОУ ВО « Чеченский государственный университет»
Аннотация: В статье проанализированы основные направления правовой политики России. Определены проблемные аспекты формирования правовой политики .Предложены ряд рекомендации по совершенствованию правовой политики. Выделены основные механизмы реализации правовой политики России на современном этапе. Обозначены первостепенные задачи по реализации правовой политики России.
Ключевые слова: правовая политика, государство, право, механизм, власть, система, воля, принципы.
Политика, имея разную природу и цели, осуществляется в различных направлениях жизнедеятельности современного общества. Она может быть социальной, экономической, национальной и т. п.
На первом плане сейчас находится именно политика правовая, поскольку в современных условиях при ее отсутствии нельзя цивилизованными и законными путями реализовать все остальные существующие виды политики. Существование недейственной правовой политики, в совокупности с недостаточно сформированной юридической базой, с противоречиями в правовых актах и с нечеткими приоритетами, несомненно, ведет к разнообразным политическим сбоям.
Правовая политика России¸ в условиях постоянного реформирования нормативно-правовой базы, играет особую роль в общественной жизни как наиболее важная разновидность государственной политики, со своим собственным юридическим содержанием и самостоятельным значением. Она направлена на систематизацию правовой сферы с целью оптимизировать все виды общественных отношений.
Возможность формирования правовой политики обусловлена следующими условиями:
имеет место наличие политической воли руководящих чиновников;
наблюдается господство права над политикой и все большее проявление тенденций жить в условиях стабильности, общепринятого порядка и предсказуемости.
По мнению И.А. Иванникова, «с развитием и усложнением общественных отношений, научно-технического прогресса увеличивается количество нормативно-правовых актов, прецедентов и других норм права. Поэтому человеку все труднее становится ориентироваться в потоке юридической информации, что ведет к увеличению юридической безграмотности населения» [1]. В связи с этим, правовая политика государства направлена на упорядочивание и согласование действующих нормативно-правовых актов. Кроме того, правовая политика может способствовать регулированию межнациональных отношений.
По сути, правовая политика представляет собой научно обоснованную, последовательную и системную деятельность властных субъектов по созданию качественного механизма правового регулирования, а также по законному использованию юридических средств в достижении целей по: обеспечению прав и свобод человека и гражданина; укреплению дисциплины, законности, правопорядка; формированию правовой государственности; поддержанию высокого уровня правовой культуры и жизни как общества в целом, так и отдельных граждан.
Поскольку правовая политика — это политика государства, самым активным ее субъектом является государство. А уже от его имени субъектами политики государства выступают: Президент Российской Федерации, а также федеральные органы законодательной (Федеральное Собрание РФ), исполнительной (Правительство РФ) и судебной (суды всех уровней) власти. На региональном уровне субъектами правовой политики являются законодательные (представительные) органы субъектов РФ и т.д. Кроме вышеназванных, принимают участие в правовой политике:
а) министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ;
б) политические партии и общественно-политические объединения;
в) местное самоуправление;
г) дееспособные граждане РФ, обладающие избирательным правом.
Современная правовая политика России складывается из следующих основных направлений, или форм, ее реализации:
правотворческая форма состоит в принятии, изменении и отмене нормативных актов и договоров, при этом главной проблемой выступает отсутствие единой их системы;
правоприменительная форма наблюдается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера;
правоинтерпретационная форма представляет собой акты толкования правовых норм.
доктринальная форма — она прослеживается в проектах правовых актов, в прогнозировании развития конкретных юридических ситуаций;
правообучающая форма — она выражается в подготовке студентов юридических учебных заведений нового поколения, которые готовы творчески действовать в новой политико-правовой ситуации.
Выделяют следующие, взаимосвязанные между собой, принципы правовой политики [3]:
социальная обусловленность — это способность права выделять объективные потребности, а также выражать общественные интересы граждан;
научная обоснованность — данный принцип обеспечивает объективность выбора того или иного варианта поведения, с учетом возможной эффективности каждого из них;
устойчивость и предсказуемость — постоянность в своих суждениях и предпочтениях;
легитимность — законность — предусматривает неукоснительное соблюдение законов и основанных на них подзаконных актов;
гуманность — уважение к человеческой личности, ее мнению;
справедливость — соответствие прав и обязанностей;
гласность — максимальная открытость деятельности органов государственной власти и свободы информации;
сочетание стимулов и ограничений — ориентация на парное использование средств юридической ответственности;
соответствие нормам международного права;
убеждение и принуждение, как альтернативные принципы правовой политики, охватывают комплекс способов и методов воздействия на сознание и поведение людей.
Поскольку основой правовой политики страны является система правовых концепций и доктрин, она имеет возможность определять проблемные аспекты собственной деятельности, решение которых является приоритетным. Проблемы правовой политики представляют собой комплекс особо значимых для данного общества вопросов, охраняемых правом. Именно на их приоритетное решение должно ориентироваться в своей деятельности государство [2].
По справедливому замечанию профессора Н.И. Матузова, формирование правового государства и гражданского общества есть наиболее общие приоритеты российской правовой политики [5]. Поэтому, основными приоритетами современной российской правовой политики выступают:
формирование правового государства и гражданского общества;
цивилизованное, основанное на праве, регулирование отношений между обществом и государством;
реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Формируя и определяя проблемные направления российской правовой политики, в первую очередь необходимо учитывать и национальные особенности граждан нашей страны.
Анализируя законодательство Российской Федерации, можно отметить тот факт, что правовая политика нашей страны не должна быть ориентирована лишь на защиту основных прав и свобод граждан: в условиях экономического кризиса огромное значение приобретает социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан. В этой связи, выделяют следующие элементы механизма реализации правовой политики современной России:
определение правовых стандартов свободного развития и достойной жизни человека — необходимо выработать обоснованные и принимаемые обществом социально-правовые стандарты;
создание масштабных социальных технологий в интересах людей;
обеспечение конкретно ориентированной социальной помощи населению.
Одной из значимых проблем правовой политики России является обеспечение сохранения и поддержания демографического роста. Поскольку государственная демографическая правовая политика направлена на регулирование процессов увеличения уровня рождаемости по отношению к уровню смертности с учетом национальных интересов, то ее главная перспектива заключается в формировании особого правового порядка, который поможет в достижении желаемых результатов, связанных с рождаемостью, смертностью, продолжительностью жизни и т.п.
Особой проблемой является обеспечение верховенства правосудия и достойного уровня частного права, ведь независимый и сильный суд будет способствовать соблюдению прав и свобод граждан, а также поможет развитию предпринимательской инициативы граждан.
Серьезной угрозой является и запредельная преступность, которая имеет социальные предпосылки: чаще всего, преступления совершаются теми, кто не имеет постоянного источника дохода.
Обострившаяся международная обстановка сформировала новую проблему — обеспечение и сохранение национальной безопасности. Уничтожение национальных границ государств, глобализация однополярного мира, терроризм — это лишь некоторые из сформировавшихся угроз. В этой связи, Российскому государству особо важно сформировать концепции противодействия таким внешним угрозам, как: международный терроризм, распространение наркотических средств, похищения и торговля людьми и т. п.
Главной перспективой развития правовой политики можно обозначить дальнейшее формирование правовой стабильности, систематизированного законодательства и четкого правового порядка: именно правовая политика должна обладать способностью находить проблемные аспекты жизнедеятельности общества и своевременно проводить их профилактику [4].
Кроме того, необходимо создать условия для свободного и естественного развития граждан, с одновременным формированием действенного механизма правового взаимодействия общества и государства.
На сегодняшний день, фундаментальной задачей развития правовой политики является поиск адекватных ответов на риски, вызовы и угрозы, возникшие перед Россией в последние годы. Нужны прорывы по многим направлениям: необходимо сформировать сильное государство, с эффективными законами, четкой программой действий, ясной целью, справедливым правосудием, зрелым гражданским обществом, социальной стабильностью и твердой волей национального лидера.
Таким образом, первостепенной задачей современного этапа реализации Российской правовой политики является определение и нормативное закрепление общей концепции развития правовой политики государства, ведь она должна реализовываться постоянно, создавая основу реформам, обозначая их характер, пределы, сроки и эффективность.
Литература: