Евразийский
научный
журнал

Право как феномен культуры

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Яхьяева Мархат Увайсовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 3131
Показать PDF версию Право как феномен культуры

Яхьяева Мархат Увайсовна
ассистент кафедры уголовного права и криминологии
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет",
г. Грозный

Культурная норма есть средство (стимул-средство), при помощи которого организуется поведение человека. Норма - это искусственно созданный образ, выраженный в виде знаков, субъективно-рациональная модель социального взаимодействия и взаимодействия с миром природы, существующая в сознании человека, опосредующая его поступки (деятельность).

Культура всесторонне влияет на поведение человека. Культура играет важнейшую роль в жизни человека, что отмечается в частности в психологии и социологии. Признается роль культуры и в экономической теории. Именно культурные особенности имеют решающее значение для развития экономических отношений, в частности процессов модернизации. Выделение культурологии в самостоятельную науку, ее обособление явилось следствием накопления определенного объема знаний о культуре, то есть количество попросту переросло в качество, что абсолютно закономерно. [1]

Признание исключительно важной роли культуры в жизни человека и общества в гуманитарных науках открыло возможность использования знаний о культуре и в юриспруденции. В связи с этим представляется актуальным применение культурологического подхода при исследовании проблем правоведения.

Методология юридических исследований достаточно хорошо разработана. Между тем в силу объективных причин, а именно развития науки, в том числе ее гуманитарной составляющей, назрела необходимость поиска новых направлений, прежде всего, на стыке научных специальностей. В общей теории права отмечается, что «одна из существенных особенностей современного этапа развития отечественного правоведения определяется его движением по пути периода от монистической методологии к философско-методологическому плюрализму». [2] В свое время были предложены исторический, социологический, психологический подходы к изучению государства и права. Сегодня на первое место выходит проблематика, лежащая в плоскости взаимодействия юриспруденции и культурологии, все больше внимания уделяется рассмотрению права как культурного феномена.

Общеизвестно, что культура имеет исключительное значение для процессов правотворчества и правоприменения. [3] В зарубежном правоведении также отмечается, что право имеет культурную основу, в связи с чем используется понятие «культурные основы права». Зарубежные авторы выделяют три основных подхода в вопросе о соотношении права и культуры: 1) право - продукт национальной культуры, жизни людей; законы призваны не создавать право, а лишь отражать существующие социальные практики; право, являющееся отражением национального духа, рассматривается по аналогии с языком (подход, возникший в рамках немецкой исторической школы права); 2) право как участник процесса создания культуры посредством формирования сознания людей, практики, социальных отношений; право как движущая сила культурного прогресса; функция права - обеспечение баланса между сохранением, стабильностью и гибкостью, открытостью для изменений, дальнейшего развития; 3) право, создаваемое и применяемое судами, как особая культурная система, которая усваивается в процессе учебы и профессиональной деятельности юриста (используется понятие профессиональной культуры юристов, а занятие юриспруденцией ассоциируется с ремеслом). [4]

Следует отметить многогранность и практическую применимость указанных направлений, представляющих несомненный интерес при решении вопросов, поставленных в юридической науке. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что применение культурологического подхода к исследованию права вполне возможно и даже необходимо. Вовлечение культурологических знаний в правовую теорию способно ее серьезно обогатить. [5]

Культурологический подход к исследованию права и государства предполагает выявление и анализ культурных факторов, лежащих в основе процессов их формирования и функционирования. При этом указанный подход следует отличать от других смежных направлений. Так, сравнительное правоведение нацелено на сопоставление национальных правовых систем нескольких стран, установление сходства и различий между ними. Культурологический подход применяется для рассмотрения правовых явлений безотносительно их «национальности», конкретной страны происхождения, выявляя общие для правовых систем закономерности их функционирования с учетом принципов, на которых основывается культура, протекающих в ней процессов.[6]

Таким образом, мы полагаем, что не санкция и возможность принуждения, а реализация нормы в основном составляет ее регулятивный потенциал, обеспечивает эффективность правового регулирования! Норма права как знак, символ должна восприниматься участниками общественных отношений, воплощаться в них. Так, если норма «подгоняется» под элитарную или субкультуру, официальную культуру без учета неофициальной культуры, то может получиться нереализуемая и, по сути, фиктивная норма, не являющаяся правилом поведения, либо понадобится принуждение для обеспечения реализации нормы. Эффективность нормы права обусловлена соответствием ratio уровню понимания и интересам тех, кто призван эту норму реализовывать. Ratio - центр тяжести нормы права, которая регулирует общественные отношения главным образом потому, что она разумна с точки зрения реализующих норму субъектов.

Культурологический подход к праву вполне состоятелен и может открыть дорогу к решению актуальных задач, стоящих перед правовой наукой. Представляет значительный интерес использование культурологического подхода к изучению уголовно-правовых и криминологических проблем, чему далее будет посвящено настоящее исследование.

Литература:

  1. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-центр, 1997. - С. 131.

  2. Сидорова Е. В. Право - феномен культуры // История государства и права. 2007. № 2. - С. 33.

  3. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы современного правоведения. - Екатеринбург: Изд-во Гуманит. ун-та, 2001. -  С.4.

  4. РадбрухГ. Философия права. - М.: Международные отношения, 2004. - С. 16.

  5. Бачинин В. А. Философия права и преступления //Правоведение. 2000. № 3. - С. 45.

  6. Сырых В.M. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементарный состав. - М.: Юстицинформ, 2004. - С. 358.