Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Практико-ориентированный подход к изучению творчества Ю. Казакова

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Смирнова Сабина Сергеевна
Рубрика: Филологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2018»  (декабрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 1533
Показать PDF версию Практико-ориентированный подход к изучению творчества Ю. Казакова

Смирнова Сабина Сергеевна
преподаватель ТГПУ им.Низами
Узбекистан, г. Ташкент

Важнейшими характеристиками современной жизни являются разнообразие и изменчивость. В таких условиях акценты в сфере необходимых компетенций современного специалиста смещаются в сторону умений учиться и критически мыслить, способности к взаимодействию (сотрудничеству) и коммуникации, творческого подхода к делу.

Современные высшие образовательные учреждения используют достаточно большое количество различных подходов, технологий, стратегий, методов, техник, приёмов и способов активизации мыслительной деятельности студентов. На воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно направлена технология развития критического мышления, которая эффективно применяется на занятиях со студентами бакалавриата по направлению «Русский язык и литература» (русский язык и литература в иноязычных группах) по дисциплине «Пропедевтический курс русской литературы».

Известно, что критичность ума — это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Технология развития критического мышления представляет собой трехступенчатую модель «Вызов — Осмысление — Размышление (Рефлексия)», которая позволяет перейти от случайного использования тех или иных методов обучения к их продуманному и системному применению.

В «Пропедевтическом курсе русской литературы» изучается «Тематика и проблематика рассказов Ю. Казакова (на примере рассказа „Тихое утро“)». Для проведения практического занятия разработаны цели педагога и ожидаемые результаты учения, подготовлены тестовые задания «Верно-Неверно», составлены процессуально-временная карта работы и задания для малых групп.

Учебно-воспитательные цели преподавателя:

1) сформировать представление о личности писателя Ю. Казакова, расширить знания студентов о его творчестве;

2) обогатить словарный запас студентов при объяснении им новых и трудных слов из рассказа «Тихое утро»;

3) формировать навыки анализа художественного произведения;

4) обратить внимание на роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев рассказа Яшки и Володи;

5) осуществлять воспитание гуманистических чувств на конкретном материале: сострадание и сопереживание, любовь и уважение к человеку;

6) активизировать студентов, управляя их познавательной деятельностью в процессе работы в малых группах.

Ожидаемые результаты учения (ОРУ, или задачи студентов) — в процессе практического занятия студенты:

1) когнитивные (что знают и понимают студенты)

· сравнивают разные нравственные понятия: добро, зло, совесть, долг;

· подбирают синонимы к неизвестным словам из рассказа «Тихое утро»;

· разрабатывают план рассказа «Тихое утро»;

· характеризуют роль описаний природы в раскрытии внутреннего мира героев рассказа «Тихое утро»;

· выражают свои мысли на русском языке при презентации работы малой группы;

· высказывают и обосновывают свою точку зрения при презентации результатов работы малой группы;

2) психомоторные (что делают студенты)

· составляют кластер «нравственность»;

· решают тестовые задания «Верно — Неверно» по биографии и творчеству Ю. Казакова;

· характеризуют героев рассказа «Тихое утро»;

· составляют диаграмму Венна при сравнительном анализе героев рассказа;

· составляют синквейн «Тихое утро»;

3) аффективные (что чувствуют студенты)

· применяют в учебной работе правила составления кластера, диаграммы Венна и синквейна;

· проявляют стремление к сотрудничеству при работе в малых группах;

Процессуально-временная карта практического занятия

Этапы Ход занятия и применяемые методы Время
1. Введение — Ознакомление студентов с ожидаемыми результатами учения и процессуально-временной картой занятия 2-3 мин.
2. Ю.П. Казаков «Тихое утро» Фаза вызова 1. Составление студентами в парах кластера «Нравственные качества человека» 2. Обсуждение и обобщение кластеров 3. Решение 10 тестовых заданий «Верно-неверно» 4. Самооценка. Обсуждение результатов. 5 мин. 3-4 мин.
3-4 мин.
3-4 мин
Фаза осмысления 1. Объяснение новых и трудных слов из текста рассказа «Тихое утро» 2. Деление на 4 малые группы. Выдача заданий МГ 3. Работа малых групп 4. Презентации малых групп 4-5 мин.
2-3 мин 20 мин. 16 мин.
Фаза размышления 1. Составление в малых группах синквейна «Тихое утро» 2. Презентация синквейнов, обсуждение, составление группового синквейна 5 мин. 5 мин.
3. Заключение — Подведение итогов занятия. — Оценивание работы малых групп. — Задание на дом: «Во сне ты горько плакал». 5-7 мин.

Эпиграфом практического занятия выбрана цитата Фомы Аквинского: «У человека всегда есть выбор. Это выбор между добром и злом».

В начале занятия внимание студентов было обращено на то, что автор многих рассказов, Юрий Павлович Казаков предстаёт перед читателем как поэт родной природы, как писатель искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.

Студентам предложено поработать в парах и составить кластер для ответа на вопросы: что лежит в основе человеческого поведения и какими качествами нужно обладать, чтобы называться Человеком? Составленный студентами кластер «Нравственные качества человека» включил в себя такие качества, как: отзывчивость, любовь к людям, сочувствие, доброжелательность, честность, взаимопомощь, доверие, совестливость, заботливость, милосердие, щедрость.

Затем студентам предложено вспомнить основные этапы биографии Ю.П. Казакова. Каждому из них нужно было заполнить карточку с набором верных и неверных утверждений, в которых отметить верные утверждения значком " + «, а неверные значком » - " .

Утверждения Верно (+) - Неверно (-)
1. Юрий Павлович Казаков родился в Москве в 1927 году в семье рабочего.
2. Ю. Казаков учился в литературном институте им. М. Горького и окончил его в 1958 г.
3. Ю. Казаков не имел музыкального слуха.
4. Ю. Казаков играл на виолончели и контрабасе.
5. Ю. Казаков написал книги: «Хорошее отношение к лошадям», «Юшка», «В прекрасном и яростном мире», «Кукла».
6. Ю. Казаков написал книги «На полустанке», «По дороге», «Легкая жизнь», «Голубое и зеленое», «Запах хлеба», «Арктур — гончий пес», «Двое в декабре» и др.
7. Любимый жанр Юрия Казакова — роман.
8. Любимый жанр Юрия Казакова — рассказ.
9. Юрий Казаков очень любил русский Север.
10. После смерти Ю. Казакова его книги больше не печатали.

После разбора ответов студентами проведена самопроверка — сверка ответов и оценка своей работы в листе самооценки. Результаты: 68 % студентов ответили верно по всем утверждениям, 24 % по 9 утверждениям, 4 % — по 8 и 2 % — по 7 утверждениям.

Далее осуществлен переход к анализу рассказа Ю. Казакова «Тихое утро» (1954), в основе которого лежит действительный случай. Чтение рассказа являлось домашним заданием, поэтому текст студентам известен. Проведена словарная работа, разобраны непонятные и трудные слова: бочаг, куга, рига, выползки, пожарная каланча, кузница, амбар, бадья, чирочки, омут, недотепа, бечевка и др.

Цель анализа — уяснение проблематики рассказа и извлечение из него нравственных уроков. Для анализа рассказа предложено поработать в четырех группах, а каждой группе надо выбрать руководителя, консультанта, оформителя, эксперта. По окончании работы нужно ее презентовать.

Малые группы (МГ) выполняли следующие задания:

· МГ № 1 — Составьте сравнительную характеристику героев рассказа «Тихое утро» Яшки и Володи. Мальчики такие разные, что же их сближает? Какие черты характера, личностные качества у них одинаковые? Оформите диаграмму Венна.

· МГ № 2 — Изложите, какую роль играет описание природы в раскрытии внутреннего мира героев в рассказе «Тихое утро»? Как изменяется природа? Как автор рисует картину утра? Как составлено описание деревни, для чего оно дано? Какие мысли и чувства вызывает описание природы в рассказе?

· МГ № 3 — Составьте план рассказа «Тихое утро». Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера?

· МГ № 4 — Почему автор назвал свой рассказ «Тихое утро»? Случайно ли он так назвал? Какой приём использует автор? В чем проблематика рассказа? Какие нравственные уроков можно извлечь из него?

Малые группы презентовали результаты своей работы. Провели внутригрупповую оценку членов МГ в зависимости от степени их участия.

При подведении итогов в МГ составлены синквейны «Тихое утро», которые были обсуждены и на их основе составлен групповой синквейн:

1) Рассказ

2) Чувственный, неоднозначный

3) Завораживает, настораживает, предупреждает

4) «Друзья познаются в беде»

5) Гармония.

На основе выполненных работ выставлены оценки всем студентам: «5» — 67 %, «4» — 21 %, «3» — 12 %.

В завершении занятия был сделан вывод о том, что главное в жизни — оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, несмотря ни на какие испытания, быть добрым и милосердным, чему и учит творчество Ю.П. Казакова.

Список использованной литературы

  1. Казаков Ю.П. Тихое утро. — Лениздат, 2014.
  2. Урок по рассказу Ю. П. Казакова «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. —https://infourok.ru/urok-po-rasskazu-yup-kazakova-tihoe-utro-1075018.html
  3. Дж. Стил, К. Мередис, Ч.Темпл. Проект: Чтение и письмо для развития критического мышления. Пособия 1-8. Бишкек, 1998-1999.
  4. Фарберман Б.Л., Мусина Р.Г., Сафин Д.В., Турсунова З.М. Инструменты развития критического мышления. — Ташкент, 2002. — 96 с.