Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Повышение уровня правосознания граждан

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Фролкина Татьяна Юрьевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 12619
Показать PDF версию Повышение уровня правосознания граждан

Фролкина Татьяна Юрьевна, студентка 2 курса юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, г. Саранск.




Аннотация: Статья посвящена проблеме правового воспитания граждан и повышения уровня правосознания. Раскрываются элементы правовой культуры, как пути повышения правосознания.

Ключевые слова: Правосознание, правовая культура, правовое воспитание, права и свободы человека.


Frolkina Tatyana Yur`evna

student Ogarev Mordovia State University, Saransk

Abstract: The article is devoted to the problem of legal education and the enhancement of legal awareness. The elements of legal culture as the methods of the enhancement of legal awareness are described in the work.

Keywords: legal awareness, legal culture, legal education, human and civil rights and liberties.

Правосознание является непременным сопровождающим права. Правосознание представляет собой фундамент и одну из главных частей правовой жизни построенного в государстве общества. Правосознание - явление совершенное, естественно не наблюдаемое.

Правовое сознание как одна из форм общественного сознания показывает представления и чувства о праве и урегулированном им поведении. Оно выражает юридическую действительность в виде правовых знаний, оценочных отношений к самому праву и практике его реализации [9, с. 116]. Правосознание является сложным системным механизмом, оно не только форма отражения норм права и правовой реальности, но и совокупность знаний, мотивов, целей, установок [8, с.104].

Правовое сознание, как и нормы права, влияет на поведение людей непосредственно напрямую, а иногда и вопреки. Все обуславливается тем, насколько действующая норма санкционируется правосознанием и в какой мере полно регулирует сложившиеся общественные отношения. Воздействие правосознания на строение общественной жизни достаточно объемно, значительно. Тем самым выражается присоединение его в механизм правового регулирования как одного из приемов влияния на общественные отношения. Отличительная черта правосознания как одной из частей механизма правового регулирования состоит в том, что его значение не сужена какой-либо одной стадией правового влияния.

Многочисленное понимание людей не должно соглашаться с коррупцией, насилием, и тем «беспределом», которая может быть в обществе. Началом становления крепкого нравственного и правового сознания граждан России должен быть общественный порядок, гражданское согласие, устойчивое благосостояние людей, широкие материальные гарантии прав человека. Иначе, в состоянии сильного напряжения страны в целом, могут быть совершены необдуманные, неадекватные и несоответствующие повседневности действия [1, с. 155]. Поэтому одной из основных составных элементов работы по искоренению беспредела, социальной апатии, правового отрицания представляются действенные меры по правовому воспитанию граждан.

Воспитание правового сознания тесно связано с основами нравственности, демократического представления всех граждан, сопряжено с процедурой повышения культуры социума, человека, обретения и свободы, справедливости и достоинства [4, с. 61]. Вопросы соотношения прав человека и его гражданской ответственности, законности и свободы личности являются насущными в современном мире. Разумеется, что законность, демократия, права человека взаимоисключают анархию и произвол. Свобода человека в ее правовых и нравственных проявлениях означает такую версию поведения лица, в которых воплощение его здоровых, достойных интересов гармонировало бы с уважением интересов других членов общества и государства.

Практику по формированию у граждан знаний в правовой сфере и формирование правового нужно начинать с семьи, так как в самом скором времени подрастающее поколение будет образовывать правовое государство. Этот период в жизни является наиболее важным в проблеме формирования правосознания и законопослушного поведения [3, с. 100]. Необходимо, чтобы как родители так и дети были ознакомлены с основными законами и правовыми актами (Конституцией РФ, Конвенциями ООН и т.д.) [6, c.181-182]

Главным составляющим правовой культуры является познание гражданами своих прав, свобод, обязанностей перед обществом и государством. Таким образов термин «правовая культура» характеризует всю надстройку над правовым базисом, правовой системой.

Категория «правовая культура» всегда подразумевает оценку уровня правовой жизни того или иного государства и общества и сравнение его с установленными правовыми идеалами и образцами. Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания в целом и уровне правового развития субъекта, а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Общественное правосознание и уровень правовой культуры населения взаимообусловленные понятия, второе непосредственно зависит от первого: от того, насколько обществом освоены правовые категории и ценности такие как права и свободы человека, юридические процедуры и поиск компромиссов при решении споров, насколько граждане проинформированы о деятельности правоохранительных органов и каково их отношение к данным органам, какова порядок соблюдения (несоблюдения) населением правовых предписаний, это и будет являться первым элементом структуры правовой культуры.

Следующим элементом становится уровень формирование правовой деятельности. Она заключается в действиях юристов, например, когда недобропорядочными субъектами часто применяется двойное толкование той или иной нормы права [2, с. 67]. Также она имеет место быть в образовательной деятельности студентов [11, с. 67], правотворческой, правоизменяющей и правореализующей задачей государственных органов. Уровень развития правовой культуры может быть зафиксирован только в реальной правовой деятельности.

Третьим элементом является уровень развития системы юридических актов, т. е. документов, в которых закрепляются нормы права и правила поведения общества. Самое весомое значение здесь имеет система законодательства. Но индивидуальные правовые акты также следует учитывать [7, с. 145].

Чтобы построить правовое государство, в котором охраняются и обеспечиваются права и законные интересы человека, необходимо найти те пути и средства, которые позволят стремиться к идеалу [5, с. 176]. А найти данные идеалы и образцы, к которым нужно стремится как законодателю, так и гражданину и помогает анализ правовой культуры общества.

Правовое воспитание призвано гарантировать поведение общества, соответствующее интересам и ценностям всех членов социума [10, с. 207]. Суть его заключается в установлении личностью своих параметров, которые максимально должны совпадать с интересами и ожиданиями общества. Кроме того, данные интересы должны находить поддержку и защиту у государственных органов. Государство, в свою очередь, вправе требовать выполнения возложенных на гражданина обязанностей и обеспечивать равенство всех перед законом [12, с. 63].

Повышение правового сознания граждан, общества ведет к минимизации отрицательных взглядов, девиантного поведения, преодолению случаев насилия над личностью. Закрепление научно обоснованных правовых предписаний, представлений, идей и взглядов в сознании общества, борьба с преступностью являются важными условиями законности и правопорядка, на которых и основывается правовое государство и развитое гражданское общество.



Источники

1. Борисов Н. А., Брыжинская Г. В. Психология участников правового конфликта // Евразийский научный журнал. 2015. № 6. С. 154-156.

2. Брыжинская Г. В., Худойкина Т. В. Переговорный процесс: психолого-правовой анализ // Paradigmata poznani. 2015. № 1. С. 65-67.

3. Брыжинская Г. В. Факторы правовой социализации // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 100-102.

4. Брыжинская Г. В., Палаткина А. С. Влияние психологических факторов личности на возникновение и развитие юридических конфликтов // Социосфера. 2015. №4. С. 60-62.

5. Левин В. Ф., Брыжинский А. А., Г. В., Худойкина Т. В. Перспективы развития альтернативных форм разрешения правовых споров и конфликтов // Вестник Мордовского университета. 2006. Т. 16. № 1. С. 173-181.

6. Пронина Ю.О. Правосознание граждан как основа построения правового государства // Science Time. 2014. № 4. С. 181-182.

7. Хабардина А. Ю. Пути повышения правосознания у граждан Российской Федерации // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2009. № 1. С. 143-146.

8. Худойкина Т. В. Технология оценки и измерения правового сознания // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 104-106.

9. Худойкина Т. В. К вопросу о выявлении характера правового сознания // Перспективы науки. 2015. № 11 (74). С. 116-119.

10. Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). С. 206-208.

11. Худойкина Т. В., Васягина М. М. Юридическая конфликтология в системе подготовки будущих юристов // Интеграция образования. 2006. № 1. С. 67-70.

12. Худойкина Т. В. Перспективы развития альтернативного разрешения правовых споров и конфликтов в регионах Российской Федерации // Регионология. 2005. № 4. С. 61-70.