Евразийский
научный
журнал

Повышение роли лидера в управлении образовательной организацией (на примере МБОУ Туимской СШ №3)

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Сургутская Татьяна Викторовна
Рубрика: Социологические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2016»  (июль)
Количество просмотров статьи: 1589
Показать PDF версию Повышение роли лидера в управлении образовательной организацией (на примере МБОУ Туимской СШ №3)

Сургутская Татьяна Викторовна,
Магистрант КГПУ им. В.П. Астафьев, г. Красноярск
Научный руководитель: Полежаева Галина Тихоновна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры менеджмента организации
КГПУ им. Астафьева г. Красноярск

Аннотация: статья посвящена вопросу эффективного руководства образовательным учреждением с учетом лидерских качеств руководителя.

Ключевые слова: лидерство, эффективное руководство, школьный руководитель.

Организации необходимо качественное и эффективное управление. Одним из критериев эффективного руководства является лидерство. Успешный руководитель – это всегда лидер. Критерии эффективного руководства: способность мотивировать коллектив на высокие достижения; уметь делегировать полномочия; доминировать над подчиненными; стремиться к лидерству при любых обстоятельствах; быть образцом для подчиненных[6,127].

Директор МБОУ «Туимская СШ №3» – особый работник в организации и поэтому ему присуще некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. Можно выделить следующие особенности:

  1. Директор непосредственно не связан с созданием материальных ценностей, хотя активно участвует в организации производства;

  2. Работа директора в основном умственная и включает:

    • осуществление деловых контактов;

    • работу с документацией;

    • ведение деловой переписки;

    • проведение совещаний;

    • прием посетителей;

    • контроль за исполнением подчиненными вышестоящих указаний;

    • равномерное делегирование полномочий;

    • овладение техникой управления[3,41].

  3. Нелимитированность работы директора;

  4. Повышенные нервно-психические усилия  директора связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений;

  5. Труд директора МБОУ «Туимская СШ №3» не подается количественному учету;

  6. Необходимость принятия большого количества решений за короткий период;

  7. Если работник в течение своей рабочей смены выполняет, в основном, несколько операций, то директор в течение своего рабочего дня выполняет множество всевозможных операций;

  8. Работа директора МБОУ «Туимская СШ №3» в основном не имеет четкого завершения.

Все перечисленные выше особенности необходимо учитывать при организации труда руководителя и рассматривать их все вместе и взаимосвязано друг с другом.

Особенности работы директора МБОУ «Туимская СШ №3» показывают, что для эффективной организации труда необходимо выяснить, чем занимается руководитель в течение рабочего дня. Как уже было отмечено выше рабочий день  директора не лимитирован и разнообразен. Исследование рабочего дня руководителя в общем виде, показывает, что директор в течение своего рабочего времени выполняет следующие виды работ: запланированные заседания, встречи - 60 - 65%; разговоры по телефону - 3 - 6%; работа с документами - 17 - 22%; поездки, осмотры - 3 - 7%; незапланированные встречи - 7%; отдых - 2%; потери времени - 2%.

Приведенные выше исследования характеризуют общую ситуацию и варьируют в зависимости от особенности труда. Директор МБОУ «Туимская СШ №3», занимаясь анализом трудового процесса, должен учитывать особенности своей организации. Для всестороннего и полного анализа затрат рабочего времени необходимо проводить постоянную работу по учету затрат.

Рассмотрим принципы, на которые опираются в подборе кадров на руководящие должности, в организации МБОУ «Туимская СШ №3».

Необходимо иметь в виду, что не существует, и не будет существовать сотрудника, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Нами представлены результаты исследования особенностей поведения успешно действующих руководителей высшего звена МБОУ «Туимская СШ №3»: способность к экстраполяции; способность к разработке нескольких проблем одновременно; устойчивость в ситуации неопределенности; понимание; способность брать управление на себя; настойчивость; способность к сотрудничеству; инициативность; энергичность; способность делать ставку на других; сензитивность; идентификация себя с делом; способность к сочувствию; заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере; независимость; гибкость; устойчивость к стрессу; наличие цели; руководство сообществом; чувство юмора; цельность личностного идеала.

Анализ сильных и слабых сторон МБОУ «Туимская СШ №3» показывает, что наиболее сильными его сторонами являются умение и навыки работников. Данное преимущество требует значительных инвестиций в персонал и структуру организации. Вместе с тем было выявлено, что человеческие ресурсы используются еще недостаточно эффективно – здесь скрыты значительные резервы. Важным конкурентным преимуществом является потенциал организации, что указывает на возможность успешной реализации стратегии лидерства по издержкам.

По нашему мнению, направления совершенствования стиля управления и организации труда в МБОУ «Туимская СШ №3» следующие:

  1. Укрепление авторитета руководителя. Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.

  2. Создание мощной поддержки сотрудников – это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем – это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные отбывают трудовую повинность.

  3. Создание и поддержание высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся [2, 211]:

    • демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;

    • его доступность, внимательность;

    • умение создать товарищескую атмосферу доверия;

    • вежливость и корректность в обращении;

    • точность и ответственное отношение к данному слову.

  4. Эффективное делегирование полномочий. Руководитель – это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных. Руководитель должен научиться делать работу руками своих подчиненных. Делегирование нужно использовать в следующих случаях: 1) когда подчиненный может сделать эту работу лучше, чем руководитель; 2) когда чрезмерная занятость не позволяет руководителю самому заняться данной проблемой; 3) когда необходимо высвободить время и силы, чтобы заняться важными делами, имеющие первостепенное значение. В это время все остальные задачи должны быть делегированы подчиненным. Эффективность делегирования обеспечивается тогда, когда руководитель четко представляет себе, каких результатов он ждет от подчиненных и в какой форме эти результаты должны быть достигнуты, а также в какие сроки. Исходя из этого, он должен организовать контроль, который наряду со строгой дисциплиной является главной предпосылкой эффективного делегирования [1, 17].

  5. Создание обучающихся организаций. Успех деятельности школы  определяется эффективностью соответствующих рыночной среде стратегий. Быстроменяющаяся среда стимулирует появление новых приоритетов в развитии, необходимость пересмотра стратегий. Организации вынуждены работать гибко, создавая новые системы отношений как с партнерами по бизнесу, так и со своими сотрудниками. Учитывая растущие темпы изменений, процесс обновления знаний и навыков должен приобретать постоянный характер. Перед сотрудниками МБОУ «Туимская СШ №3» встает задача создания обучающихся организаций.

  6. Способность анализировать совокупность данных, оценить их полноту, увидеть рыночные тенденции, стоящие за ними, и принять адекватные   решения относительно стратегии деятельности организации. Приобретение таких навыков требует сочетания глубокой теоретической подготовки с конкретным анализом реальных ситуаций по принципу «практика – теория – новые стратегические и тактические решения».

Программа по снижению конфликтности в коллективе, совершенствованию организационной культуры будут способствовать налаживанию благоприятного микроклимата внутри коллектива, влияющего на производительность труда работников и конкурентоспособность школы. Грамотное совершенствование стиля управления образовательной организацией, с учетом лидерских качеств руководителя, позволит добиться высоких показателей эффективности деятельности и улучшить финансовое положение. 






br>

Литература.

  1. Гам В. И.  Стратегическое лидерство  // Управление школой.   2007.  № 17.  С.29-34

  2. Ермакова С.Э. Роль системы сбалансированных показателей при оценке эффективности процессно-ориентнрованного  управления организаций / С.Э. Ермакова // Вопросы экономики и права. – 2013. – №2. – С. 16-18

  3. Ковалева А.Л. Лидерство в образовательном процессе // Вестник университета. 2012.  №3.  С.136-138.

  4. Каспржак А.Г. Кто управляет российскими школами? // Директор школы.  2013. №7. С.43-49.

  5. Ньюстром Д.В. Организационное поведение / Д.В. Нбюстром, К. Девис. – СПб.: Питер, 2010. – 246 с.

  6. Пономарева Г.М. Что делают успешные директора школ, и чего не делают неуспешные // Народное образование. 2013.  № 10. 125-130.

  7. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях /В.Г. Ромек – СПб.: Речь, 2012. – 85 с.

  8. Совершенствуя систему школьного руководства: Improving School Leadership // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008.  №2.  С.57-63. 

  9. Сторчак Н.В. Современные международные исследования лидерства в школьном образовании // Человек и образование. 2012.  № 3(32). С.153-156.