Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Сургутская Татьяна Викторовна,
Магистрант КГПУ им. В.П. Астафьев, г. Красноярск
Научный руководитель: Полежаева Галина Тихоновна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры менеджмента организации
КГПУ им. Астафьева г. Красноярск
Аннотация: статья посвящена вопросу эффективного руководства образовательным учреждением с учетом лидерских качеств руководителя.
Ключевые слова: лидерство, эффективное руководство, школьный руководитель.
Организации необходимо качественное и эффективное управление. Одним из критериев эффективного руководства является лидерство. Успешный руководитель – это всегда лидер. Критерии эффективного руководства: способность мотивировать коллектив на высокие достижения; уметь делегировать полномочия; доминировать над подчиненными; стремиться к лидерству при любых обстоятельствах; быть образцом для подчиненных[6,127].
Директор МБОУ «Туимская СШ №3» – особый работник в организации и поэтому ему присуще некоторые особенности, которые отличают его от других членов коллектива. Можно выделить следующие особенности:
Директор непосредственно не связан с созданием материальных ценностей, хотя активно участвует в организации производства;
Работа директора в основном умственная и включает:
осуществление деловых контактов;
работу с документацией;
ведение деловой переписки;
проведение совещаний;
прием посетителей;
контроль за исполнением подчиненными вышестоящих указаний;
равномерное делегирование полномочий;
овладение техникой управления[3,41].
Нелимитированность работы директора;
Повышенные нервно-психические усилия директора связанные с управлением людьми и принятием ответственных решений;
Труд директора МБОУ «Туимская СШ №3» не подается количественному учету;
Необходимость принятия большого количества решений за короткий период;
Если работник в течение своей рабочей смены выполняет, в основном, несколько операций, то директор в течение своего рабочего дня выполняет множество всевозможных операций;
Работа директора МБОУ «Туимская СШ №3» в основном не имеет четкого завершения.
Все перечисленные выше особенности необходимо учитывать при организации труда руководителя и рассматривать их все вместе и взаимосвязано друг с другом.
Особенности работы директора МБОУ «Туимская СШ №3» показывают, что для эффективной организации труда необходимо выяснить, чем занимается руководитель в течение рабочего дня. Как уже было отмечено выше рабочий день директора не лимитирован и разнообразен. Исследование рабочего дня руководителя в общем виде, показывает, что директор в течение своего рабочего времени выполняет следующие виды работ: запланированные заседания, встречи - 60 - 65%; разговоры по телефону - 3 - 6%; работа с документами - 17 - 22%; поездки, осмотры - 3 - 7%; незапланированные встречи - 7%; отдых - 2%; потери времени - 2%.
Приведенные выше исследования характеризуют общую ситуацию и варьируют в зависимости от особенности труда. Директор МБОУ «Туимская СШ №3», занимаясь анализом трудового процесса, должен учитывать особенности своей организации. Для всестороннего и полного анализа затрат рабочего времени необходимо проводить постоянную работу по учету затрат.
Рассмотрим принципы, на которые опираются в подборе кадров на руководящие должности, в организации МБОУ «Туимская СШ №3».
Необходимо иметь в виду, что не существует, и не будет существовать сотрудника, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.
Нами представлены результаты исследования особенностей поведения успешно действующих руководителей высшего звена МБОУ «Туимская СШ №3»: способность к экстраполяции; способность к разработке нескольких проблем одновременно; устойчивость в ситуации неопределенности; понимание; способность брать управление на себя; настойчивость; способность к сотрудничеству; инициативность; энергичность; способность делать ставку на других; сензитивность; идентификация себя с делом; способность к сочувствию; заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере; независимость; гибкость; устойчивость к стрессу; наличие цели; руководство сообществом; чувство юмора; цельность личностного идеала.
Анализ сильных и слабых сторон МБОУ «Туимская СШ №3» показывает, что наиболее сильными его сторонами являются умение и навыки работников. Данное преимущество требует значительных инвестиций в персонал и структуру организации. Вместе с тем было выявлено, что человеческие ресурсы используются еще недостаточно эффективно – здесь скрыты значительные резервы. Важным конкурентным преимуществом является потенциал организации, что указывает на возможность успешной реализации стратегии лидерства по издержкам.
По нашему мнению, направления совершенствования стиля управления и организации труда в МБОУ «Туимская СШ №3» следующие:
Укрепление авторитета руководителя. Авторитет - это личное влияние человека на коллектив, которое он приобретает своим трудом, профессиональными знаниями, организаторскими способностями, нововведениями, умением работать с людьми. Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие функции.
Создание мощной поддержки сотрудников – это ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем – это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные отбывают трудовую повинность.
Создание и поддержание высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся [2, 211]:
демократизм общения руководителя с подчиненными, коллегами по работе;
его доступность, внимательность;
умение создать товарищескую атмосферу доверия;
вежливость и корректность в обращении;
точность и ответственное отношение к данному слову.
Эффективное делегирование полномочий. Руководитель – это не только хороший специалист, но и организатор труда своих подчиненных. Руководитель должен научиться делать работу руками своих подчиненных. Делегирование нужно использовать в следующих случаях: 1) когда подчиненный может сделать эту работу лучше, чем руководитель; 2) когда чрезмерная занятость не позволяет руководителю самому заняться данной проблемой; 3) когда необходимо высвободить время и силы, чтобы заняться важными делами, имеющие первостепенное значение. В это время все остальные задачи должны быть делегированы подчиненным. Эффективность делегирования обеспечивается тогда, когда руководитель четко представляет себе, каких результатов он ждет от подчиненных и в какой форме эти результаты должны быть достигнуты, а также в какие сроки. Исходя из этого, он должен организовать контроль, который наряду со строгой дисциплиной является главной предпосылкой эффективного делегирования [1, 17].
Создание обучающихся организаций. Успех деятельности школы определяется эффективностью соответствующих рыночной среде стратегий. Быстроменяющаяся среда стимулирует появление новых приоритетов в развитии, необходимость пересмотра стратегий. Организации вынуждены работать гибко, создавая новые системы отношений как с партнерами по бизнесу, так и со своими сотрудниками. Учитывая растущие темпы изменений, процесс обновления знаний и навыков должен приобретать постоянный характер. Перед сотрудниками МБОУ «Туимская СШ №3» встает задача создания обучающихся организаций.
Способность анализировать совокупность данных, оценить их полноту, увидеть рыночные тенденции, стоящие за ними, и принять адекватные решения относительно стратегии деятельности организации. Приобретение таких навыков требует сочетания глубокой теоретической подготовки с конкретным анализом реальных ситуаций по принципу «практика – теория – новые стратегические и тактические решения».
Программа по снижению конфликтности в коллективе, совершенствованию организационной культуры будут способствовать налаживанию благоприятного микроклимата внутри коллектива, влияющего на производительность труда работников и конкурентоспособность школы. Грамотное совершенствование стиля управления образовательной организацией, с учетом лидерских качеств руководителя, позволит добиться высоких показателей эффективности деятельности и улучшить финансовое положение.
Литература.
Гам В. И. Стратегическое лидерство // Управление школой. 2007. № 17. С.29-34
Ермакова С.Э. Роль системы сбалансированных показателей при оценке эффективности процессно-ориентнрованного управления организаций / С.Э. Ермакова // Вопросы экономики и права. – 2013. – №2. – С. 16-18
Ковалева А.Л. Лидерство в образовательном процессе // Вестник университета. 2012. №3. С.136-138.
Каспржак А.Г. Кто управляет российскими школами? // Директор школы. 2013. №7. С.43-49.
Ньюстром Д.В. Организационное поведение / Д.В. Нбюстром, К. Девис. – СПб.: Питер, 2010. – 246 с.
Пономарева Г.М. Что делают успешные директора школ, и чего не делают неуспешные // Народное образование. 2013. № 10. 125-130.
Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях /В.Г. Ромек – СПб.: Речь, 2012. – 85 с.
Совершенствуя систему школьного руководства: Improving School Leadership // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2008. №2. С.57-63.
Сторчак Н.В. Современные международные исследования лидерства в школьном образовании // Человек и образование. 2012. № 3(32). С.153-156.