Евразийский
научный
журнал

Повышение мотивации на уроках истории у обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лихачева Лариса Петровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский научный журнал №10 2017»  (октябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 2701
Показать PDF версию Повышение мотивации на уроках истории у обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Лихачева Лариса Петровна
учитель ОКОУ «Обоянская школа - интернат»

Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаёшь,
и любить тех, кому преподаёшь.

В. Ключевский.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют свою специфику в обучении. Она касается особенностей восприятия учебного материала, организации учебно-воспитательного процесса и многого другого. У большинства школьников отсутствует интерес к учению, снижено внимание, легко отвлекаются и быстро устают. Это требует более широкого включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к данному предмету.

Мотив — это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий. Часто мотивация рассматривается преподавателями только как фактор, вызывающий у обучающихся с умственной отсталостью интерес к теме, создающий положительную, эмоциональную атмосферу. Вместе с тем необходимо, чтобы мотивация была связана с актуализацией определенных знаний и умений учащихся.

Традиционный урок не всегда вызвать интерес у обучающихся с умственной отсталостью, но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности. Это не замена старых уроков, а их дополнение и переработка, внесение оживления, разнообразия, которые повышают интерес, речевую культуру, обогащают активный и пассивный словарь, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках обучающиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Что нужно сделать учителю, чтобы обучающиеся с нарушением интеллекта заинтересовались изучением истории нашей Родины?

1. Внедрение современных технологий и методов обучения в образовательный процесс.

2. Использование нетрадиционных форм и методических приёмов, которые влияют на формирование мотивации.

Работая в данном направлении, пришла к мнению, что использование современных технологий активно повышает положительную мотивацию обучающихся к учению, активизи­рует познавательную деятельность, разви­вает мышление и творческие способнос­ти ребенка, формирует активную жизнен­ную позицию в современном обществе. Особенно хорошо зарекомендовали информационно-компьютерные технологии.

Применение информационно-компьютерных технологий на уроках истории даёт свои положительные результаты:

1. Первое и самое главное — это повышение мотивации к изучению истории. Узнать что-то новое не из привычного рассказа учителя или статьи учебника, а с помощью современных технических средств — это привлекает обучающихся и помогает им концентрироваться на изучаемом материале.

2. Расширение кругозора. Использование различных видеоматериалов, материалов из сети Интернет способствуют более качественному формированию исторических представлений: обучающиеся могут увидеть, чем и как торговали во времена древних славян, как проходил суд во времена Ярослава Мудрого, посмотреть на токарного мастерского Петра I и сравнить её со школьной мастерской. Эта информация даёт дополнительный материал, который используется в беседе или при выполнении самостоятельной работы, обогащает и активизирует словарь, даёт дополнительные возможности для коррекции памяти, внимания, воображения, мышления.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-викторины («Великие преобразования России в первой половине XVIII веке» в 8 классе.), урока — путешествия («Москва — столица Российского государства»), урока-дискуссии («Начало Великой Отечественной войны» в 9 классе) — это мощный стимул в обучении и воспитании, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

Чтобы урок был плодотворным (с учётом индивидуального подхода) я применяю следующие методические приёмы.

· В начале урока создаю «ситуацию на успех». Стараюсь уделить внимание каждому обучающемуся, похвалить за каждый новый, пусть даже незначительный результат. Нужно всегда помнить, что ты учитель и вести себя корректно, приходить на помощь к ребенку.

· Мне нравится на уроках использовать проблемно — развивающие задания, потому-то, они побуждают обучающих мыслить, не только используя свой социальный опыт, но и пополнять его.

· Игра на уроке истории является эффективным средством формирования положительной мотивации к обучению. На уроках применяю элементы деловой игры, ролевые игры и дидактические игры, игры приучающие обучающихся правильно ставить вопросы, оперировать информацией. Это: «Отгадай термин», «Отгадай героя», «Словарное лото», «Хронологическое лото»; игры, позволяющие эффективно повторить пройденный материал, развивающие оперативность мышления и памяти, способность слушать другого человека: «Продолжи рассказ», «Текст с ошибками», «Рассказ наоборот» и т.п.

· Применяю игровые упражнения.

1.На берег выбросило бутылку с посланием человека, потерпевшего крушение. Ученики читают послание путешественника и определяют, о ком идет речь (используют историческую карту и учебник).

2.Предлагаю ребятам «плодотворно» подготовиться к контрольной работе — составить шпаргалки, а на следующем уроке воспользоваться ими, озвучивая в слух.

· Совместно с обучающимися делаем моделирование известных битв (Невская битва, Ледовое побоище, Куликовская битва, Стояние на реке Угре, Полтавская битва), древнерусской крепости, княжеского подворья.

Вывод. Использование на уроках истории современных технологий, активных методов и приёмов обучения постепенно помогают умственно отсталым обучающимся преодолевать их недостатки в психофизическом и интеллектуальном развитии.