Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Повышение эффективности государственных закупок

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Данилова Светлана Николаевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 11427
Показать PDF версию Повышение эффективности государственных закупок
Данилова Светлана Николаевна
Магистр ЮШ ДВФУ, Россия, г. Владивосток
Научный руководитель: Козлова Ирина Викторовна
Кафедра гражданского права и процесса, к.ю.н., доцент, Россия, г. Владивосток


Ежегодно в Российской Федерации происходит увеличение расходов федерального бюджета: в 2012 г. они составили 12,9 трлн. руб.1 , 2013 г. – 13,3 трлн. руб.2, 2014 г. – 13,9 трлн. руб3. Приведенные статистические данные свидетельствуют о значимости контрактной системы в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и соответствующего правового регулирования организации закупочной деятельности для экономики всей страны. Государственные и муниципальные закупки на сегодня являются приоритетной сферой, в которой необходимо эффективное правовое регулирование. Определяется это следующими причинами:

•большими объемами выделяемых из бюджетов различных уровней денежных средств на осуществление закупок;

•повышенным интересом субъектов предпринимательской деятельности, так как один контракт с участием государства может формировать денежный оборот в компаниях на длительный период, обеспечив тем самым стабильное существование;

•заинтересованностью государственных и муниципальных служб, учреждений в своевременной поставке товаров услуг, работ, а также экономии денежных средств;

•общественным интересом, так как расходуются, в основном, денежные средства от налоговых поступлений.

Основным путем повышения эффективности расходования денежных средств является совершенствование процедуры государственного заказа в Российской Федерации. Именно такое совершенствование и определяет необходимость постоянного изменения нормативно-правовой базы.

Развитие правового института государственно-частного партнерства, усиление активизации самостоятельной хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений различного типа, перераспределение бюджетных средств (финансовых и нефинансовых ресурсов) для основополагающих целей экономики в пользу государственных и негосударственных корпораций и компаний, а также множество других факторов, отражающих современное состояние экономического развития страны, определяют необходимость усиления контроля за закупочной деятельностью и повышения требований к эффективности процесса организации и планирования закупок для государственных и муниципальных нужд. Возникает объективная необходимость в повышении эффективности государственного контроля на всех этапах выделения финансовых средств (как на предварительном, так и на последующих). Основным средством такого контроля является нормативная регламентация закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С 1 января 2014 г. вступил в силу федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»4 (далее — Закон о контрактной системе, или Федеральный закон № 44-ФЗ). В статье 6 Федерального закона 44-ФЗ определены следующие принципы контрактной системы в сфере закупок:

• открытость и прозрачность информации (вся информация в сфере закупочной деятельности должна размещаться в единой информационной системе, быть полной и достоверной);

• обеспечение конкуренции (добросовестной ценовой и неценовой конкуренции);

• профессионализм заказчиков (предполагающий, в том числе создание профессиональной контрактной службы заказчика);

• стимулирование инноваций (приоритет обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции);

• единство контрактной системы;

• ответственность за результативность, эффективность осуществления закупок (определяющий, в том числе, персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок).

Основным отличием новой системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд от действовавшей ранее стало значительное расширение сферы применения нового Закона о контрактной системе. Действовавший ранее Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»5 (далее – Федеральный закон 94-ФЗ, или Закон о размещении заказов) регламентировал только порядок проведения закупки до момента заключения государственного или муниципального контракта, устанавливая лишь отдельные элементы контроля деятельности заказчиков. Новый же Закон о контрактной системе расширил сферу своего регулирования, включив в нее планирование и обоснование закупок для государственных и муниципальных нужд, порядок заключения и исполнения контрактов по результатам организации закупочных процедур, мониторинг и аудит закупок, новые виды контроля деятельности в сфере названных закупок.

Одной из самых важных особенностей Закона о контрактной системе стало также ограничение возможности закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов допускалась закупка товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик был вправе размещать в течение квартала в соответствии с вышеназванным пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами (до 100 тыс. рублей в квартал). В 2013 г. такие договоры составляли не менее 20 % всех закупок заказчика, а в некоторых сферах, например в здравоохранении, объем подобных договоров достигал 50%.6 Новым же Законом о контрактной системе пунктом 4 части 1 статьи 93 установлены ограничения при закупке товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую ста тысяч рублей таким образом, чтобы годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не превышал два миллиона рублей или не превышал пяти процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не составлял более чем пятьдесят миллионов рублей. Таким образом, у заказчика появляется возможность выбрать максимальное ограничение для так называемых «малых» (до 100000 рублей) закупок, что, несомненно, очень удобно для заказчиков с небольшим совокупным годовым объемом закупок. Например, заказчики, у которых совокупный годовой объем закупок составляет не более 4 миллионов рублей, могут до 50% своих закупок осуществлять у единственного поставщика в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ. При этом в соответствии с пунктом 3 этой же статьи заказчик может не обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

Еще одним распространенным способом заключения договора с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) являлся случай признания конкурсов и электронных аукционов несостоявшимися. В 2013 г. более 60 % всех торговых процедур были признаны несостоявшимися7, и договоры заключались с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по максимальной цене без какой-либо экономии средств. При этом в соответствии со статьей 55 Федерального закона 94-ФЗ в случаях, определенных статьей 31, частью 1 статьи 40, частью 14 статьи 41.12 заказчик по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти имел право принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом выбор такого единственного поставщика не был регламентирован нормами закона. Т.е. у заказчика в таком случае была возможность заключить контракт с любым поставщиком на свой выбор по максимальной цене контракта. По новому законодательству о контрактной системе у заказчика нет права заключить контракт, если для участия в торгах не подано ни одной заявки или ни одна из поданных заявок не соответствует требованиям документации о торгах. В этом случае придется проводить повторные закупочные процедуры. Если же была подана одна заявка для участия в торгах или по результатам рассмотрения заявок только одна из них допущена к участию в конкурсе либо аукционе, заключить контракт было возможно именно с этим участником торгов, но в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона 44-ФЗ это необходимо было согласовать с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольным органом в сфере государственного оборонного заказа, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок (при закупках для обеспечения федеральных либо муниципальных нужд, нужд субъекта Российской Федерации). После внесения поправок Федеральным законом от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», при признании торгов несостоявшимися по вышеуказанным основаниям, были исключены требования о согласовании заключения контракта с соответствующим контрольным органом.

Таким образом, описанные изменения в законодательстве, приводят к сокращению количества закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), повышению конкуренции в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, а в результате – к более эффективному расходованию бюджетных средств.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 371- ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» ч.1 ст.1 // "Собрание законодательства РФ", 05.12.2011, N 49 ст. 7049 (в ред. Федеральных законов от 05.06.2012 N 48-ФЗ, от 28.07.2012 N 127-ФЗ, от 03.12.2012 N 247-ФЗ)

2. Федеральный закон от 03.12.2012 г. № 216- ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» ч.1 ст.1 // "Собрание законодательства РФ", 10.12.2012, N 50 ст. 6939 (в ред. Федеральных законов от 07.06.2013 N 133-ФЗ, от 02.12.2013 N 348-ФЗ)

3. Федеральный закон от 02.12.2013 г. № 349- ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» ч.1 ст.1 // "Собрание законодательства РФ", 09.12.2013, N 49 ст. 6350 (в ред. Федеральных законов от 03.02.2014 N 13-ФЗ, от 02.04.2014 N 66-ФЗ, от 28.06.2014 N 201-ФЗ)

4. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // "Российская газета", N 163, 28.07.2005 (ред. от 16.10.2012 N 174-ФЗ) (утратил силу)

5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // "Российская газета", N 80, 12.04.2013 (ред. от 13.07.2015 N 249-ФЗ)

6. Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг [Электронный ресурс] http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/analytics/public-control.html (дата обращения: 03.10.2015)

7. Серова О.А., Архалович О.В. Переход к федеральной контрактной системе в России: централизация закупок и повышение их эффективности // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта 2014. № 3. С. 130-136



1 См. ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 371‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»

2 См. ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 г. № 216- ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»

3 См. ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 г. № 349- ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

4 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // "Российская газета", N 80, 12.04.2013 (ред. от 21.07.2014 N 224-ФЗ)

5Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // "Российская газета", N 163, 28.07.2005 (ред. от 16.10.2012 N 174-ФЗ) (утратил силу)

6Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/analytics/public-control.html (дата обращения: 03.10.2014)

7 Там же