Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Зурабова Хьава Мусаевна
студентка ЧГУ,
г. Грозный, Чеченская Республика
E-mail: khava.zm@mail.ru
Ведущее место в правовой системе общества занимает правотворчество. Оно является неотъемлемым звеном механизма правового регулирования, так как именно в ходе правотворчества формулируются нормативные предписания, направленные на урегулирование тех или иных общественных отношений, на удовлетворение определенных интересов, находящихся в правовой сфере.
Законотворчество — стержень правотворчества, его важнейшая составляющая часть, поэтому законотворчеству присущи свойства общие для всех разновидностей правотворчества. В настоящее время в России законотворчество протекает на двух уровнях: федеральном и региональном. Это обусловлено федеративной природой российского государства. Субъекты федерации обладают правом осуществлять собственное законодательное регулирование в большинстве федераций мира. Российская конституция также представила всем субъектам Российской федерации право принимать свои законы (ч.2 ст.5, ст.76 Конституции РФ), что было существенной новеллой в правовом статусе областей, краев, городов федерального значения, автономных округов, автономной области. В связи с этим Б. В. Дрейшев отмечает, что расширение прав региональных представителей в области законодательной деятельности является прогрессивным шагом в развитии правового регулирования, направленным в первую очередь на развитие регионов.
Перед субъектами Российской Федерации встала задача — посредством законотворчества сформировать в рамках единой правовой системы России собственные системы законодательства, эффективно регулирующие соответствующие общественные отношения. В результате возникает новое, динамично развивающееся, нормативное образование — законодательство субъектов Российской Федерации, регулирующее общественные отношения в масштабах региона. Таким образом, появление законотворчества субъектов Российской Федерации привело к расширению границ регулирующего воздействия законов на общественные отношения, сделало возможным устранение подмены законов подзаконными актами. С другой стороны, возникла проблема оптимизации соотношения систем федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, которые должны быть взаимосвязаны. Существенными оказались и проблемы, связанные с законотворческой деятельностью субъектов Российской Федерации, от которых напрямую зависит эффективность действия норм региональных законов.
Таким образом, законодательная деятельность в субъектах Российской федерации начинается с зарождения идеи будущего регионального закона, которая основана на осознании общественной потребности в правовом урегулировании тех или иных сторон общественной жизни и возможности удовлетворения указанной потребности путем принятия и реализации закона субъекта Российской Федерации. Однако региональный законодательный процесс начинается лишь с реализации компетентным субъектом права законодательной инициативы путем внесения подготовленного в ходе «проектного» этапа законодательной деятельности законопроекта.
Итак, законодательный процесс можно определить как нормативно упорядоченную деятельность уполномоченных органов и лиц, а также иных заинтересованных субъектов права по внесению и обсуждению законопроектов, принятию, подписанию, обнародованию и вступлению в силу законов. Посредством регионального законодательного процесса реализуются законодательные полномочия представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Литература