Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Понятие медицинской организации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Расаева Хеди Адмановна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 6656
Показать PDF версию Понятие медицинской организации

Расаева Хеди Адмановна
доцент
кафедры гражданского права и процесса
Чеченского государственного университета

Медицинские организации являются основными субъектами медицинской деятельности, под которой п. 10 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» понимает профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональную деятельность, связанную с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

В настоящее время медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пп.) 11 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Необходимо отметить, что данное понятие впервые закреплено в законодательстве, поскольку в нормативных правовых актах, наряду с указанным термином использовались ранее и используются в настоящее время такие понятия как «медицинское учреждение», «учреждение здравоохранения», «лечебно-профилактическое учреждение», «организация здравоохранения» и др.

К примеру, психиатрическим стационаром является учреждение здравоохранения, предназначенное для проведения по решению суда принудительного лечения лиц, совершивших деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса Российской Федерации, в состоянии невменяемости, лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, если они по своему психическому состоянию представляют особую опасность для себя или других лиц и требуют постоянного и интенсивного наблюдения (п. 1) ст. 2 Федерального закона "Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением«[1]).

В то же время Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения[2] [1] прямо указывает на наличие такой группы медицинских подразделений как лечебно-профилактические учреждения.

В литературе также происходит некоторая путаница в определениях. Так, Колоколов Г.Р., Махонько Н.И. относят к медицинским учреждениям имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, лиц, осуществляющих медицинскую деятельность[3,52].

Также, в Комментарии к Федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» указано, что медицинские организации являются полноправными участниками системы обязательного медицинского страхования. К числу медицинских учреждений при этом относят лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские институты, медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь[4].

Тем не менее, практика сложилась таким образом, что государственная система здравоохранения, как правило, предполагает создание медицинских учреждений с использованием организационно-правовой формы учреждения.

Выбор такой формы как учреждение, может быть обусловлен следующими факторами:

· традиционностью использования и, как следствие, сложившейся наработанной нормативной правовой базой, регламентирующей вопросы функционирования учреждений;

· оптимальностью данной конструкции для введения в гражданский оборот субъектов, которым требуется ограниченный объем прав, необходимый лишь для материально-технического обеспечения их деятельности;

· обеспечением баланса интересов собственника (государства) и организации, обусловливаемое четкостью и, в определенной мере, прозрачностью механизма финансирования[5,с.20].

Медицинские учреждения действуют в основном на муниципальном уровне, поэтому распространенной является форма муниципального учреждения здравоохранения (МУЗ).

Примеры медицинских учреждений: больница, поликлиника, санаторий, медицинские институты и университеты и др., а также международные медицинские организации.

В литературе под медицинским учреждением понимаются учреждения и организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правового статуса, оказывающие медицинскую помощь, охватывающие здравоохранительной деятельностью определенную территорию и состоящие в доле бюджета здравоохранения в расчете на эту территорию.

В соответствии ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, что свидетельствует о том, что если признавать медицинские организации учреждениями, то их деятельность должна быть направлена на выполнение управленческих, социально-культурных или иных функций, а также не иметь целью извлечение прибыли.

Для государственного сектора здравоохранения предпринимательская деятельность или, как следует из содержания соответствующих правовых актов, деятельность по оказанию медицинских услуг санкционирована. Так, согласно положениям п. 5 ст. 89 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

1) на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами;

2) при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

4) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных ст. 21 указанного федерального закона.

При этом платные медицинские услуги потребителям оказываются медицинскими организациями в соответствии с соответствующими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006, которые распространяют действие на любые организации здравоохранения.

Таким образом, медицинские организации различных организационно-правовых форм, в том числе и некоммерческих, могут осуществлять направленную на получение прибыли предпринимательскую деятельность, но потому, что это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 07.05.2009 № 92-ФЗ «Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением» // СЗ РФ, 11.05.2009, № 19, ст. 2282
  2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 № 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 42, 17.10.2005
  3. Колоколов Г.Р., Махонько Н.И. Медицинское право: учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2009.
  4. Воробьева Л.В., Савина Л.В., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Л.В. Воробьевой // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011
  5. Волкова Н.С. Модернизация здравоохранения и совершенствование статуса его учреждений // Журнал российского права. — 2006. —  4. — С. 20
  6. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // СЗ РФ, 08.10.2012, № 41, ст. 5628

Ссылки:

  1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 № 627 «Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 42, 17.10.2005