Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Понятие контрактной системы в РФ: современные особенности правопонимания и толкования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Кочеткова Екатерина Дмитриевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2018»  (апрель, 2018)
Количество просмотров статьи: 1542
Показать PDF версию Понятие контрактной системы в РФ: современные особенности правопонимания и толкования

Кочеткова Екатерина Дмитриевна

Современные юристы говорят о достаточно сложной структуре существующей системы закупок. Интересно отметить, что одни включают в ее состав два основных элемента, а другие три.

Так, С.С. Матевосян говорит о том, что контрактная система содержит два основных элемента:

а) участники контрактной системы;

б) действия участников контрактной системы, которые направлены на обеспечение нужд [1].

А.Н. Борисов и Т.Н. Трефилова считают, что анализируемая категория включает три основных элемента:

1) участников рассматриваемой системы;

2) соответствующее указание на реализуемые полномочными органами и лицами, согласно законодательству РФ и иным нормативным актам о контрактной системе действия, цель которых заключается в обеспечении государственных и муниципальных нужд;

3) соответствующее указание на ЕИС, качестве основы информационного взаимодействия и обеспечения контрактной системы [2].

Следует отметить, что указание на анализируемую систему как на явление единое и состоящее из различных элементов, подразумевает тот факт, что отсутствие одного элемента приводи к прекращению существования системы в качестве полноценного правового явления. При этом, отсутствие на сегодняшний момент информационного обеспечения системы не исключает в полной мере нормального ее функционирования [3].

Таким образом, единая информационная система не может быть элементом контрактной системы в целом, она выступает аспектом определённого уровня ее технологической зрелости, обеспечивает своего рода оперативность общения принимающих в ней участие субъектов. Ее нельзя рассматривать исключительно с токи зрения участников и совершаемых данными субъектами действий.

Ряд авторов представляют контрактную систему через понятие «отношения». Так, по мнению Д.А. Петрова, контрактная система включает договорные отношения, а также иные отношения, в результате представляет собой общую совокупность всех участников контрактной системы и осуществляемых данными субъектами действий, которые направлены на обеспечение соответствующих государственных и муниципальных нужд. Аналогичное мнение на данный счет приводит С.А. Черемухин. Данный исследователь указывает на экономический характер отношений хозяйствующих субъектов, а также государства в качестве потребителя общественных благ, услуг и т.д. Государство выступает регулирующим органом в сфере удовлетворения потребностей частного и общественного характера [4].

Следует отметить, что указанные ученые не в полной мере характеризуют анализируемые связи, ввиду чего достаточно сложно судить про их отношение к рассматриваемой в данной работе системе закупок. Использование одновременно законодателем прилагательного «контрактная», в полной мере подчеркивает факт того, что в структуре отмеченных связей правового характера основополагающую роль играет правоотношение обязательственного характера, которое возникает в связи с гражданско-правовым договором, заключенным от имени Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования [5].

Резюмируя обозначенное ранее, дефиницию анализируемого понятия можно сформулировать с учетом указанных в параграфе аспектов. Контрактная система Российской Федерации — это комплексная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных между собой правоотношений различной отраслевой принадлежности, функционирующих на федеральном, региональном и муниципальном уровне, формирующихся в связи с совершением их участниками, предусмотренных правовыми нормами контрактного права действий, направленных на планирование, определение поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществление мониторинга, аудита и контроль в сфере закупок, с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Список литературы

  1. Матевосян С.С. Принцип эффективности при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Финансовое право. 2013. N 8.
  2. Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). М., 2013. С. 12.
  3. Тюпа В. Госзакупки-2017 // ЭЖ-Юрист. 2016. N 50. С. 6.
  4. Черемухин С.А. Развитие экономических отношений в системе государственных закупок как условие модернизации экономики России: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. Тамбов, 2010.
  5. Белова О.А. Специфика размещения государственных и муниципальных заказов в социальной сфере // Правовое регулирование деятельности организаций, оказывающих услуги в сфере здравоохранения, образования и культуры: Науч.-практ. пособие / Отв. ред. В. Путило. М.: Контакт, 2012. С. 180.