Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Абдулхаликова Виктория Азизовна
магистрант
E-mail: vika.ab00@mail.ru
Единообразного подхода к определению сущности контроля, как отмечает З. М. Карданова, в науке все еще не сложилось: одни ученые определяют его как средство, другие — как функцию, третьи — как деятельность. Четвертые понимают под контролем, в первую очередь, обратную связь, как "...труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям — законам, планам, стандартам, правилам, приказам и т. д., по результатам воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований принятых управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования" [1]. Исследуя контроль, З.М. Карданова пишет о наличии родового понятия социального контроля и его разновидностях, к которым, наряду с муниципальным, производственным, общественным, можно отнести и государственный контроль.
По объекту государственного контроля можно выделить конституционный контроль. Изучение данного правового явления связано с вопросами понятия, правовой природы, видов конституционного контроля.
Современная доктрина располагает совокупностью определений понятия конституционного контроля. За рубежом в силу признания за рассматриваемым институтом эффективного средства в обеспечении верховенства основного закона, деятельность по осуществлению конституционного контроля называется контролем конституционности законов, контролем конституционности права и др. [4]
С точки зрения Ю. Л. Шульженко, под конституционным контролем следует понимать деятельность компетентных государственных органов по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствий нормативных актов конституции, законам, в ходе которой данные органы полномочны отменять обнаруженные несоответствия [6].
По мнению М. Б. Смоленского, конституционный контроль есть специфическая функция компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений [5].
Также конституционный контроль определяется как "деятельность государственных органов, направленная на проверку соответствия конституционным нормам правовых актов и действий органов государственной власти и местного самоуправления, а в некоторых странах и деятельность общественных объединений, принимающих участие в осуществлении публичной функции« [3].
Особо хотелось бы указать на признак конституционного контроля, содержащийся в определениях, которые дают Н. В. Витрук, И. А. Кравец, М. Б. Смоленский. Авторы включают в определение не только указание на деятельность по проверке соответствия нормативных правовых актов конституции, но и на осуществление проверки соответствия конституционным нормам деятельности отдельных субъектов общественных отношений. С изложенным уточнением согласна и И. А. Конюхова — основная функция конституционного контроля состоит в том, чтобы не допускать применения законов и других правовых актов, а также не допускать деятельности органов государственной власти, не соответствующих конституции — Основному закону государства [2].
Авторы едины в указании на признак деятельности, осуществляемой специфическим субъектом права. Расхождения касаются только содержания этой деятельности.
Таким образом, определение понятия конституционного контроля являлось бы более точным, если бы содержало, в том числе, признак проведения экспертизы соответствия конституционным нормам нормативных правовых актов.
Список использованной литературы