Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Понятие и виды корпораций в российском правопорядке

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Нинциева Тамила Магомедовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 6615
Показать PDF версию Понятие и виды корпораций в российском правопорядке

Нинциева Тамила Магомедовна
к.ю.н, декан юридического факультета
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru

Выделение корпорации характерно прежде всего для германской ветви континентального правопорядка (Германия, Швейцария, Австрия и др.).[1] Так, согласно ст. 52 Швейцарского гражданского кодекса 1907 г. юридическими лицами признаются «объединения лиц, имеющие корпоративное устройство, и созданные для особых целей самостоятельные учреждения», которые «приобретают права юридического лица посредством их внесения в торговый реестр» [2]. В романской (французской) ветви континентального правопорядка термин «корпорация» не используется и юридические лица подразделяются там на товарищества и ассоциации[3].

В США понятием «корпорация» охватываются практически все виды юридических лиц (исключение составляют partnership). В Англии термин «корпорация» представляет собой дефиницию самого юридического лица.

Необходимо отметить, что даже в этих странах законодательство оперирует термином «компания». Термин «корпорация» разрабатывается в теории права как разновидность юридического лица. При этом автор указанной работы отмечает, что в римских источниках встречалось слово «corporati» для обозначения членов союза.

Cущественное различие между юридическим лицом, основанным на началах членства (то есть корпорацией), и товариществом состоит в том, что имущество корпорации никогда «не обсуживалось и не обсуживается» как имущество отдельных членов. Юридическое лицо не только во внешних, но и во внутренних отношениях, во внутренних своих делах проявляет волю, распознаваемую из мнений большинства членов. Именно такое значение корпорации для внутренних отношений позволяет понять, почему меньшинство должно подчиниться большинству и почему не работает принцип товарищества, где каждый товарищ «может равно претендовать на уважение своего мнения.

В.Н. Петухов считал что термина «корпорация» возможно использовать и для обозначения объединений промышленных предприятий, существовавших в советский период, хотя последние если и наделялись в некоторых случаях правами юридического лица, то в их рамках возникали организационные (административные) а не корпоративные (гражданские) правоотношения, которые в принципе не были характерны для экономики социалистического типа. [4]

Даже если исходить из тех критериев деления юридических лиц на корпорации и учреждения, которые выработаны европейским континентальным правом, позиции ученых в отношении круга юридических лиц российского права, подпадающих под понятие корпорации, различаются.

В отношении дискуссии о возможности отнесения товариществ к корпорациям следует отметить, что указанное расхождение точек зрения может быть обусловлено среди прочего и тем обстоятельством, что до настоящего времени в отечественной правовой науке не сформировано единого понимания корпоративного права. Некоторые авторы исходят из того, что к сфере регулирования корпоративного права относятся только акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Другие исследователи, обоснованно указывая на условность понятия «корпоративное право», принимая во внимание, что многие классические объединения капиталов в ходе экономического и законодательного развития постепенно преобразовались в: «компании одного лица», которые по существу лишь используют «корпоративную оболочку», предлагают рассматривать в рамках корпоративного права помимо коммерческих и некоммерческих организаций, основанных на началах членства, статус фондов, унитарных предприятий и учреждений — несобственников.[5]

Термин «корпорация» легитимно использовать и для обозначения объединений промышленных предприятий, существовавших в советский период, хотя последние если и наделялись в некоторых случаях правами юридического лица, то в их рамках возникали организационные (административные) а не корпоративные (гражданские) правоотношения, которые в принципе не были характерны для экономики социалистического типа.

Кроме того, в современной юридической и экономической литературе высказывается позиция, заключающаяся в том, что публично-правовые образования также необходимо относить к корпорациям.

Выделение коммерческих и некоммерческих корпораций позволяет подтвердить тезис о том, что корпоративные правоотношения являются имущественными и связаны с организацией управления имуществом юридического лица. Создавая коммерческие и некоммерческие корпорации, субъекты права преследуют совершенно разные цели: в случае с коммерческими корпорациями речь идет о получении прибыли, для некоммерческих корпораций подобными целями выступают достижение социальных (благотворительность, зашита прав и интересов), политических, организационных (посредством объединений юридических лиц) и иных целей, не связанных с прямым извлечением прибыли.

Но и коммерческие и некоммерческие цели (интересы) участников корпорации реализуются только одним путем — организацией управления деятельностью юридического лица и его имуществом. Необходимо признать, что в некоммерческих корпорациях имущественные отношения не являются первостепенными. Тем не менее, даже в обществе друзей природы (борцов за окружающую среду) реализация прав и законных интересов (защита интересов на общественно-политической арене, доведение своей позиции до других граждан, проведение различных акций, связанных с посадкой деревьев и кустарников и т.д.) невозможна без организации управления имуществом соответствующей корпорации.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Корпорация — это юридическое лицо, основанное на началах участия (членства), которое создается для реализации интересов его участников (членов) посредством организации управления имуществом корпорации через особую систему её органов. При этом данное определение охватывает все виды корпораций, включая кооперативы и некоммерческие корпорации.

2. Деление всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, установленное ст. 50 ГК РФ, с учетом критериев, указанных в соответствующей норме, может быть применено только к корпорациям и товариществам. К другим юридическим лицам (то есть не корпорациям) указанные критерии применены быть не могут. Соответственно, необходимо разделять юридические лица на корпорации и некорпорации, при этом только первые (то есть корпорации) можно разделить на коммерческие и некоммерческие (исходя из критериев, установленных п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Литература:

  1. Присяжнюк А.Н. Юридические лица как субъекты гражданского права. — М.: АзЪ, 2011. С. 141.
  2. Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). — М.: Финансы, 2012. С. 18.
  3. Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. — М.: Приор, 2013. С. 210.
  4. Петухов В.Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика. — М.: Наука, 2010. С. 4.
  5. Авилов Г.Е. Юридические лица в современном российском гражданском праве //Вестник гражданского права. — 2014. —  1. С. 17.