Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Пазий Юлия Витальевна
Магистр РТА РФ,
Россия, г. Ростов-на-Дону
E-mail: jullia9442@yandex.ru
Научный руководитель: Мясников Анатолий Павлович
д.ю.н. профессор.
Кафедра административного и таможенного права РТА РФ,
Россия, г. Ростов-на-Дону
В статье рассмотрены правовая характеристика и особенности осуществления административно-юрисдикционной деятельности таможенными органами; виды производств, относящихся к административно-юрисдикционной деятельности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. Охарактеризованы основные стадии административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, направления административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации и представлена их правовая характеристика.
The article considers legal features of the implementation of administrative and jurisdictional activity of customs authorities; the types of proceedings related to administrative and jurisdictional activity of executives of customs bodies of the Russian Federation. Outline the main stages of administrative and jurisdictional activity of customs bodies, the direction of administrative and jurisdictional activity of customs bodies of the Russian Federation and their legal characteristics.
Ключевые слова: юрисдикция, административная юрисдикция, административно-юрисдикционная деятельность, таможенные органы
Key words: jurisdiction, administrative jurisdiction, administrative and jurisdictional activity of customs authorities
Административные процедуры в последние годы являются активно обсуждаемой темой в научных юридических кругах. Данной проблематике посвящено значительное число монографических исследований, научно-практических статей, диссертационных работ. Но отсутствие единого доктринального в отношении понятийного аппарата, базовых теоретико-догматических вопросов административных процедур оставляет широкий простор для научного поиска в данном направлении.
В связи с созданием Таможенного союза Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) особую актуальность и значимость приобретает выработка государствами-членами Союза единообразного подхода к реализации таможенными органами полномочий и процедур в сфере таможенного дела, поэтому вопросы административной юрисдикции таможенных органов не теряют своей актуальности и привлекают внимание исследователей.
Понятие и содержание административно-юрисдикционной деятельности в российском законодательстве не установлено, не существует однозначного подхода к определению этой категории в и в научной литературе. Кроме того, нет точного определения доктринальной сущности понятия административной юрисдикции, существует вариативность в определении самого понятия «юрисдикция».
Юрисдикционные процедуры являются «формой осуществления принудительного порядка управления, связанной с применением к лицу мер предупредительного, пресекательного, восстановительного или процессуально-обеспечительного характера, а также мер дисциплинарной и административной ответственности» [1, с.6].
Но не все административисты единодушны относительно реализации юрисдикционной деятельности исполнительных органов в рамках производств. Некоторые авторы рассматривает понятие «административная юрисдикция» как статичное явление. Д. Р. Канищев, В. Я. Масленников административную юрисдикцию определяют как «совокупность полномочий органов исполнительной власти, их должностных лиц по рассмотрению и принятию решения по делам определенной категории» [2, с. 27; 3, с.17]. А.Ю. Якимов, А.П. Шергин, и ряд других авторов определяют административную юрисдикцию как «деятельность по разрешению определенной категории дел» [4, с. 28; 5, с. 145].
Считаем, что понятие административной юрисдикции прежде всего связано с определенной деятельностью, а именно — с деятельностью, связанной с разрешением дел об административных правонарушениях. Производным от понятия административной юрисдикции является понятие административно-юрисдикционной деятельности, которая представляет собой реализацию административно-юрисдикционных полномочий субъектов административных правоотношений.
Административно-юрисдикционный процесс с точки зрения управления возможно соотнести как компонент административного процесса, который, в свою очередь, является составной частью государственного управления.
Административист Л.Л. Попов утверждает, что «через процедуры реализуется управленческий процесс, через производства — юрисдикционный процесс; при этом потребность в юрисдикционном процессе возникает при наступлении конфликтной ситуации, негативного юридического факта» [6, с. 49]. Полагаем, что при определении юрисдикционных процедур в деятельности таможенных органов Российской Федерации следует отталкиваться от содержания юрисдикционной деятельности таможенных органов.
Для характеристики административно-юрисдикционной деятельности представляется целесообразным рассмотреть такие элементы, как субъект и предмет деятельности. С научной точки зрения, субъектом административно-юрисдикционной деятельности являются «органы исполнительной власти (должностные лица), уполномоченные рассматривать и принимать решения по определенной категории дел в установленном порядке и формах» [7, с. 136].
Предмет административно-юрисдикционной деятельности определяется категорией юридических дел, которые требуют разрешения в административном порядке; это юридические факты, являющиеся ее основанием.
В узком смысле административно-юрисдикционной деятельность имеет своим предметом административные правонарушения. И при таком подходе уполномоченное должностное лицо осуществляет административно-юрисдикционную деятельность только в рамках производства, рассмотрения и принятия решения по делам об административных правонарушениях.
В широком смысле предметом административно-юрисдикционной деятельности выступает как административные правонарушения, так и административно-правовые споры. При таком подходе административно-юрисдикционная деятельность представляет собой «действия уполномоченного субъекта власти по возбуждению, рассмотрению и исполнению решения не только в рамках административного производства, но также производства по жалобам и дисциплинарного производства» [6, с.49].
Федеральная таможенная служба (далее — ФТС России) осуществляет административно-юрисдикционную деятельность в рамках предоставленных службе полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации: это правовая оценка действий участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении перемещения товаров через таможенную границ ЕАЭС. При этом под юрисдикцию таможенных органов попадают действия лиц по помещению товаров под различные таможенные процедуры, перемещение через таможенную границу товаров, транспортных средств, уплата таможенных платежей и налогов.
Другая сторона административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов Российской Федерации — применение форм таможенного контроля, выполнение таможенных операций, производство и рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции ФТС России.
Административно-юрисдикционная деятельность таможенных органов реализуется в административно-процессуальной форме производства по делам об административных правонарушениях, производства по жалобам и обращениям граждан на действия (бездействия) должностных лиц таможенного органа при применении различных форм контроля за соблюдением таможенного законодательства ЕАЭС и законодательства Российской Федерации в сфере таможенного дела, рассмотрении и принятии решения по указанным категориям дел.
Также к административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов относится и дисциплинарное производство — привлечение должностных лиц таможенных органов к дисциплинарной ответственности за неправомерные действия (бездействия).
Таким образом, административная юрисдикция таможенных органов представляет собой совокупность полномочий таможенных органов по рассмотрению дел о нарушениях таможенных правил. Эти полномочия, а также перечень должностных лиц таможенных органов, имеющих право на рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил, категория административных дел, которые отнесены к компетенции таможенных органов, установлены в ст. 23.8 КоАП России. Ответственность за нарушение таможенных правил предусмотрена ст.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.8 КоАП России, таможенные органы рассматривают дела, предусмотренные ст. 11.27 и ст.11.29, ч. 1 — 6 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2 — в части международных автомобильных перевозок грузов, ч. 1 и ч. 3 ст. 16.1, ст. ст. 16.2 — 16.24 КоАП России [8] .
Как отмечает П. Н Сафоненков, ведущее место отводится административному производству, поскольку ФТС России является органом исполнительной власти, наделенным административной юрисдикцией в области таможенного дела [9, с.103]. Как установлено статьей 7 Таможенного Кодекса Таможенного союза, «таможенные органы ведут административный процесс (осуществляют производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза» [10].
Охарактеризуем основные стадии административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов. Первая — это исследование и анализ ситуации (в разных производствах она может называться по-разному: административное расследование, обсуждение правового акта, проверка жалобы, и др.), в ходе которых изучается информация о фактическом положении дел, существующих проблемах, реальных фактах. Эта информация фиксируется на материальных носителях в виде протоколов, актов, справок, схем, отчетов и т.п. и кладется в основу управленческих решений.
Вторая стадия — принятие решения (постановления, приказа, инструкции), в котором фиксируется воля субъекта власти. Решение — сознательно-волевой акт выбора одной из существующих возможностей. В нем содержится императивная, новая информация, созданная субъектом власти. Будучи административным актом, оно носит обязательный характер: обязывает, запрещает, уполномочивает, лишает, прекращает.
Третья стадия — исполнение решения.
На основании изложенного, под административно-юрисдикционной деятельностью таможенных органов понимается осуществление во внесудебном порядке функций по обеспечению соблюдения таможенных правил при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС посредством применения мер административного воздействия в соответствии с КоАП России, таможенным законодательством ЕАЭС, законодательством и нормативными правовыми актами РФ в таможенной сфере.
Таким образом, проанализировав административно-юрисдикционную компетенцию таможенных органов, можно сделать следующие выводы: административно-юрисдикционная компетенция представляет основу специального статуса таможенных органов как субъекта административной юрисдикции; она является сложной нормативной конструкцией, отражающей функциональный, предметный, территориальный, процессуальный и организационный элементы административно-юрисдикционных полномочий таможенных органов. Правовое регулирование административно-юрисдикционной компетенции таможенных органов не представляется оптимальным и требует соответствующей корректировки как в статутных нормативных актах, так и в Кодексе об административных правонарушениях РФ.
ЛИТЕРАТУРА, ИСТОЧНИКИ