Евразийский
научный
журнал

Поисково-исследовательская работа студентов по английскому языку на факультативных занятиях

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лозовская Татьяна Витальевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2018»  (декабрь, 2018)
Количество просмотров статьи: 849
Показать PDF версию Поисково-исследовательская работа студентов по английскому языку на факультативных занятиях

Лозовская Татьяна Витальевна
старший преподаватель
кафедры английского языка
ГГУ имени Ф. Скорины
Г. Гомель, Республика Беларусь

Вопрос организации самостоятельной работы имеет актуальное значение для высшей школы. Именно в процессе этого вида деятельности у студента активизируются его творческие возможности, развиваются мышление, умение контроля, самоанализ, что формируют личность будущего специалиста.

Проблема научно-методической и учебной организации самостоятельной работы приобретает особый смысл при обучении иностранному языку. Самостоятельная работа является здесь органическим продолжением аудиторной работы; она позволяет сделать процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции непрерывным.

Необходимо отметить, что в вузе студенты не только приобретают знания по соответствующим дисциплинам, но и развивают умения самостоятельно проводить научно-исследовательскую работу. При выполнении курсовых и дипломных проектов у студентов нередко возникает потребность обращения к англоязычным научным материалам. Данный факт определяет приоритетное значение организации научно-исследовательской деятельности как вида самостоятельной работы студентов над иностранным языком. Поэтому наряду с расширением и углублением знаний по предмету и развитием всех видов речевой деятельности, одной из главных целей обучения иностранному языку становится поддержание и совершенствование иноязычных навыков читать и находить требующуюся информацию из иностранных источников [1, с. 145].

Поисково-исследовательская самостоятельная работа студентов по иностранному языку — это не просто самостоятельность студентов в поиске и отборе научного материала из иноязычных источников, а организованная система обучения под руководством преподавателя. Опыт показывает, что первокурсники не подготовлены к ней, у них отсутствуют необходимые знания. В связи с этим поисково-исследовательская работа студентов-первокурсников всегда будет носить условный характер. На практике этот этап обучения лишь подготавливает студентов к последующей поисково-исследовательской деятельности. На первом курсе одним из необходимых условий рациональной организации самостоятельной работы является широкое использование различных форм индивидуальной работы со студентами с применением специальных форм индивидуализированного подхода к студентам разных категорий успеваемости. На данном этапе проводятся консультации, даются индивидуальные задания по вводно-коррективному курсу. Все задания снабжены различными видами упражнений, которые носят, в основном, тренировочный характер, т.е. продолжается работа над усвоением языкового материала, полученного на занятиях.

Одна из основных проблем состоит в том, что в большинстве высших учебных заведениях Беларуси обучение иностранному языку на неязыковых факультетах осуществляется, в основном, только на первом курсе. Далее, как показывает практика, большая часть студентов перестает практиковаться в английском языке по окончанию основного курса обучения и, как результат, утрачивают ранее выработанные языковые и речевые навыки и умения. В итоге, поступив в магистратуру или аспирантуру, где изучение иностранного языка проводится на более высоком языковом и профессиональном уровне, учащиеся испытывают немалые сложности, поскольку владение иностранным языком становится необходимым не только для сдачи экзаменов, но и для ознакомления и детального изучения иностранной литературы по конкретному объекту научного исследования, что необходимо для написания научной работы, а также для успешных выступлений на международных конференциях молодых специалистов, целью которых является получение и обмен информацией, необходимой для дальнейшей научной деятельности [2].

В идеале данную ситуацию можно исправить путем внедрения на неязыковых факультетах непрерывного курса обучения иностранным языкам, а именно 4 года. Преподавателями Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины осуществляется постоянная работа над реализацией данного плана. В настоящее время, начиная со второго курса, удалось организовать факультативные курсы английского языка, на которых студенты имеют возможность продолжать совершенствовать свои знания, а преподаватели, в свою очередь, уделять больше внимания развитию поисково-исследовательской самостоятельной деятельности обучающихся.

Так, на втором курсе наряду с выполнением многочисленных заданий с целью совершенствования навыков говорения, большое значение также приобретает работа над текстом. Текст является источником информации по какой-либо теме и носит профессиональную или научную направленность, поэтому необходимо обучать студентов способам добывания содержащейся в тексте информации. Работа с текстом должна носить научно-исследовательский характер. Для этого необходима система упражнений, направленных на обучение студентов получению и передаче информации. Упражнения должны быть дотекстовыми, которые ставят своей целью сконцентрировать внимание на важных моментах в изложенном и выработать умение и навыки кратко изложить прочитанное, а также послетекстовыми, которые носят творческий характер и направлены на выработку умений и навыков излагать свои мысли о прочитанном.

На третьем курсе студенты подготовлены к самостоятельной поисково-исследовательской работе по иностранному языку. Им предлагается такой вид работы, как перевод статьи из английской периодики по профессиональным и научным темам, а также перевод статей, связанных с курсовыми и дипломными работами, для дальнейшего использования в них полученной информации. Такой вид работы требует большей степени подготовленности и самостоятельности, чем работа над техникой чтения, заучивания.

Таким образом, требования для студентов неязыковых факультетов должны иметь объектами контроля не только умения говорить на иностранном языке на общегуманитарные и профессиональные темы, понимать иностранную речь на слух, излагать свои мысли письменно, но и читать, и понимать иноязычный текст по общегуманитарной и профессиональной проблематике, а также уметь извлекать из него необходимую информацию для последующего ее использования в своей научной работе.

Список использованной литературы

  1. Букина, А. Н. Воспитание и мотивация учебной деятельности студентов / А. Н. Букина // Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1994. — 103с.
  2. Глухих, Я. А. Развитие социальной и коммуникативной креативности студентов с помощью иностранного языка [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://www.science-education.ru/13-427 — Дата доступа: 15.11.2018