Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Одной из серьезной угроз национальной безопасности России в последние годы является широкое распространение преступлений, связанных с незаконным распространением наркотиков. Несмотря на принимаемые меры органами внутренних дел МВД РФ, в том числе создание Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), добиться существенного снижения такого рода преступлений пока не удается.
Так, на территории Сахалинской области в 2014 года было зарегистрировано 1222 преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, что 0,2 % больше, чем в 2013 году. При этом число преступлений, связанных со сбытом наркотических средств составило 547 преступлений (тем прироста -11,6%). Вместе с тем число уголовных дел, приостановленных в связи с неустановлением подозреваемого (обвиняемого) в 2014 году составило 112 дел (в 2013 г.- 46).
Наркотики – это вещества, вызывающие при их употреблении особое психическое состояние (наркотическое опьянение), к которым человек очень быстро привыкает и начинает испытывать постоянную и всевозрастающую потребность в их дальнейшем употреблении, что в конечном счете может привести к заболеванию наркоманией и необратимым изменениям в центральной нервной системе. В связи с этим наркотические средства запрещены законом для использования вне медицинских и научных целей.
По своему происхождению наркотики можно разделить на две группы:
Возбуждение уголовных дел о наркотиках связано с изъятием у того или иного лица наркотического средства. В основном указанное действие производят оперативные работники, сотрудники патрульно-постовой службы, сотрудники дорожно-постовой службы.
При этом тактика фиксации результатов изъятия потенциальных доказательств оставляет желать лучшего.
Во-первых, возникает разрыв во времени между фактом изъятия наркотических средств и составлением соответствующего протокола. Сотрудники полиции производят изъятие у лица наркотическое средство сразу же при задержании (с той целью, чтобы он не избавился от него), а оформляют факт изъятия уже в отделении полиции. Во-вторых, приглашенные для удостоверения факта изъятия у лица наркотические средства, самого изъятия не видят, а наблюдают нечто лежащее на столе. Разъяснения сотрудников полиции об обстоятельствах изъятия не усиливают доказательственную базу. В суде «понятые-свидетели», как правило, заявляют, что они не могут засвидетельствовать изложенные в протоколе сведения, так как при обыске не присутствовали и прав своих не знали. Обычно такие пробелы в тактике собирания доказательств оказываются невосполнимыми, а ошибки - неустранимыми.
Как правило обнаружение наркотического средства связано:
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 27.1), содержатся следующие меры административного характера: доставление, личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; административное задержание; изъятие вещей и документов, медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства.
При невозможности составления протокола об административном правонарушении или в случае отказа задержанного оформить протокол об административном правонарушении на месте, сотрудник полиции в соответствии с требованиями ст. 27.2 КоАП РФ доставляет задержанного как можно в более короткий срок для дальнейшего разбирательства в отдел полиции.
При проведении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице необходимо помнить, что производится оно лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи ( ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ).
Досмотр транспортного средства в целях обнаружения предметов административного правонарушения производится в присутствии лица во владении, которого находится транспортное средство двух понятых либо с применением видеозаписи. В случае необходимости применяются фото- и видеосъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
В протоколе о досмотре транспортного средства указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, тип, марка, модель, государственный регистрационный номер, иные идентификационные признаки транспортного средства, вид, количество, идентификационные признаки вещей, обнаруженных при досмотре транспортного средства.
В протоколе о досмотре транспортного средства делается запись о применении фото- и видеосъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении досмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
Протокол о досмотре транспортного средства подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лицом, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и (или) лица, во владении которого находится транспортное средство, подвергнутое досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
После того, как задержанный доставляется в отдел полиции, в отношении последнего в соответствии с требованиями ст.ст. 27.3 и 27.4 КоАП РФ составляется протокол задержания, которое не должно превышать три часа. В исключительных случаях может, применен административный арест сроком на 48 часов.
Обнаруженные и изъятые в ходе досмотра наркотические средства направляются на исследование в экспертно-криминалистические подразделения. При получении справки об исследовании, в которой указано, что изъятое является наркотическим веществом и его вес достаточен для уголовного преследования сотрудник полиции прекращает административное производство и передает материалы в орган предварительного следствия для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
При этом в обязательном порядке приобщается рапорт об обнаружении признаков преступления, который регистрируется в Книге учета сообщений о преступлениях.
В случае представления в органы предварительного следствия материалов проверок, состоящих из документов административного дела, следователь обязан их оценить с точки зрения допустимости имеющихся доказательств.
Собирательное понятие наркотика включает как само наркотическое (психотропное) вещество, так и его смеси с иными веществами (препаратами). Обязательным условием признания его таковым является включение в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Содержание преступной деятельности связано с действиями по изготовлению, перевозке, приобретению, хранению и сбыту наркотиков. Деятельность сбытчиков наркотиков чаще всего носит организованный характер.
При организации расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств необходимо обращать особое внимание на организацию и проведение таких следственных действий как: осмотр места происшествия, личный обыск, освидетельствование, обыск, допросы свидетелей и подозреваемых (обвиняемых), назначение экспертиз.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ