Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Канзычакова Ксения Владимировна
Магистрант, ХГУ им. Н.Ф. Катанова,
Россия, г. Абакан
E-mail: kanzichakova.xenya@ya.ru
Научный руководитель: Голубничий Артем Александрович
Старший преподаватель кафедры ИЭОП,
ХГУ им. Н.Ф. Катанова,
Россия, г. Абакан
Аннотация: в данной статье рассматривается понятие электронного учебника. Отмечаются основные отличия электронного учебника от печатного. Рассматриваются варианты реализации электронных учебников современными средствами систем LMS.
Ключевые слова: электронные учебники, электронное обучение, Moodle
Система образования в высшей школе представляет сложный и динамический процесс. В настоящее время активно утверждаются и принимаются новые федеральные стандарты по всем направлениям подготовки. Принятие нового стандарта порождает новый набор компетенций, необходимый для реализации подготовки специалистов. Изменение набора компетенций в свою очередь приводит к изменению содержательной части отдельных дисциплин, такого рода нововведения требуют постоянной актуализации учебной и учебно-методической литературы. Использование стандартных, классических печатных учебников на наш взгляд и взгляд ряда авторов представляется экономически затратным и необоснованным. Вариант выхода из сложившейся ситуации — необходимости издания новых учебников, возможен через перевод их в электронную форму.
Электронный учебник (ЭУ) предполагает не просто электронный вариант (или макет) планируемой к изданию книги, а выступает в качестве нового элемента системы образования. ЭУ может включать в себя набор графической и аудиальной информации, помещать которую в виде стандартного учебника не всегда возможно по ряду технических причин.
Одно из определений электронного учебника указывает на факт того, что «он должен иметь ряд принципиальных отличий от учебника, изготовленного в типографии» [1], в качестве таких отличительных свойств выступают: характерные особенности, привязывающие дисциплину изучения к конкретной рабочей программе (возможность ознакомления с аннотацией учебного курса, учебным планом и программой дисциплины); свойства, связанные с особенностью контента (возможность добавления презентаций, аудиоматериалов, видеофрагментов, справочных материалов, гиперссылок); и наличие, при необходимости, контрольно-измерительных материалов (эссе, электронные учебные задания для самопроверки, контроля знаний, тесты для промежуточной и итоговой аттестации и т.д.).
Реализацию ЭУ можно проводить разными программными средствами. На ранних этапах развития данной области, в большей части, для создания ЭУ применялся язык гипертекстовой разметки страниц HTML. Для создания ЭУ требовалось не только знание предметной области, но и умение работать с я зыком разметки. В последнее время ситуация резко изменилась. Теперь для создания HTML-файлов отпадает необходимость познаний в редактировании исходного кода, появление WYSIWYG-редакторов в качестве средств визуального редактирования упростило данный процесс.
Процесс электронного обучения затрагивает не только вопросы создания электронных ресурсов обучения, но и методы и подходы донесения информации до конечного пользователя. В качестве таких методов наибольшую популярность принесли системы управления обучением (LMS). В России и ряде других стран СНГ наибольшую популярность приобрела система электронного обучения LMS Moodle. Данная система занимает второе место в обобщенном рейтинге LMS и первое место в рейтинге по количеству пользователей по версии консалтингового сервиса Capterra [2]
LMS Moodle позволяет своим функционалом как создавать стандартные веб страницы с активными гиперссылками, так и выгружать в качестве контента электронные версии в форматах .pdf и .ePub. Преимущества первого варианта связано с более широким функционалом (добавление видео и аудио сопровождения отдельных тем или всего учебника), а также большая интерактивность. Второй вариант дублирует стандартный учебник, при этом сохраняя отдельные преимущества, связанные с удобством навигации и быстротой переходов по встроенным гиперссылкам.
Выбор варианта реализации того или иного метода, в полной мере ложится на разработчика учебника. В первом случае читателям предлагается дополнительный функционал, во втором случае процесс восприятия информации приобретает мобильность в сравнении со стандартными печатными изданиями, но при этом является наиболее консервативным и более предпочтителен для тех, кто привык к стандартным печатным учебникам.
Библиографический список: