Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Педагогическое сопровождение подготовки будущих актеров-преподавателей к педагогическому прогнозированию

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Цалко Елена Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №8 2016»  (август)
Количество просмотров статьи: 2071
Показать PDF версию Педагогическое сопровождение подготовки будущих актеров-преподавателей к педагогическому прогнозированию

Цалко Елена Викторовна
аспирант, Южно-Уральский государственный институт искусств
им. П. И. Чайковского, Россия, Челябинск
E-mail: elenazalko@mail.ru
Научный руководитель: Матушак Алла Федоровна
доктор педагогических наук, доцент.
Челябинский государственный педагогический университет,
Россия, Челябинск

Идеи гуманистического подхода занимают прочную позицию в современном образовании, что отражено в нормативных документах отечественной системы. Студент всегда находится перед проблемой выбора профессионального или личностного характера и это обусловливает необходимость оказания ему квалифицированной помощи в образовательном процессе. Адекватную помощь и необходимую поддержку может обеспечить педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Различным направлениям педагогического сопровождения (социальному, психологическому и др.) посвящены работы Л.Н. Бережнова, В.И. Богословского, Л.Е. Ильиной, А.Ф Матушак, В.В. Семикина, А.П. Тряпицыной, Е.И. Казаковой и др.

Педагогическое сопровождение трактуют как педагогически целесообразную систему мер воздействия на процессы образовательной сферы, обеспечивающую снижение отклонений от оптимальной траектории их развертывания [7]; процесс  заинтересованного  наблюдения,  консультирования,  личностного  участия,  поощрения  максимальной  самостоятельности  ученика  в  проблемной  ситуации  при  минимальном  по  сравнению  с  поддержкой  участии  педагога  [5]; многоуровневое и полиморфное взаимодействие, основная функция которого состоит в стимулировании той индивидуальной совокупности личностно значимых потребностей субъекта образовательной деятельности, которая обуславливает его реализацию [1]. 

Таким образом, педагоги рассматривают сопровождение как систему мер, методы, формы и средства воздействия и взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Педагогическое сопровождение характеризуется непрерывностью; оно подвязано к определенному процессу, дополняет и сопутствует ему; требует непосредственного контакта между учителем и учащимся; осуществляется как конкретные действия со стороны педагога; может включать и помощь и поддержку; строится на результатах диагностики и требует проектирование предпринимаемых действий [7].

Педагогическое сопровождение обеспечивает создание условий, в которых субъект развития сможет принять оптимальное решение в различных ситуациях жизненного выбора. Оно позволяет осуществлять управление учебной, самообразовательной или учебно-исследовательской деятельностью студентов, при котором студент является активным субъектом, а преподаватель создает для этого благоприятные условия [4].

На основании работ Е.Б. Манузиной [1], А.Ф Матушак [2; 3], В.А. Сластенина [5] и др. педагогическое сопровождение можно представить в виде последовательной реализации следующих шагов: 

а) диагностика сути проблемы (или определение степени владения предметом, установление испытываемых трудностей, согласно которым происходит подбор методов педагогического сопровождения);

б) информационный поиск путей ее решения (или разработка индивидуальной программы для сопровождения в соответствии с результатами диагностики, а также необходимых учебно-методических средств сопровождения);

в) выбор оптимального варианта решения (или непосредственная  коррекция деятельности сопровождаемых, оказание им помощи и поддержки с использованием различных методов, форм и средств сопровождения);

г) первичная помощь на этапе реализации плана решения (или оценка и самооценка достижения целей сопровождаемого).

Проанализировав литературу по данному вопросу, выделим основные положения педагогического сопровождения в отношении процесса подготовки будущих актеров-преподавателей к педагогическому прогнозированию:

  1. Создание условий, способствующих подготовке будущих актеров-преподавателей к педагогическому прогнозированию, должно включать в себя организацию образовательного процесса, который соответствует современным нормативным документам об образовании.

  2. Отбор содержания и структурирование учебного материала должен происходить в соответствии с необходимыми уровнями освоения данной подготовки, доступности, востребованности и т.д.; выявление и отбор методов и организационных форм, необходимо производить с учетом тех, которые способствуют формированию прогностической компетенции.

  3. Необходима разработка соответствующих контрольно-оценочных и диагностических средств, для реализации подготовки будущих актеров-преподавателей к педагогическому прогнозированию, а также научно-методическая работа преподавателя (учебно-методический комплекс дисциплины, методические разработки, методические рекомендации, дидактические материалы и др.).

  4. Педагогическое сопровождение, реализуемое в подготовке будущих актеров-преподавателей к педагогическому прогнозированию, даст возможность студентам овладеть социально значимыми нормативами в виде заданных образцов и руководствоваться ими в собственном поведении; в основе сопровождения (как поддержки) должно быть сохранение максимума свободы и ответственности участников образовательного процесса за выбор варианта решения проблемы; результатом сопровождения будут являться совместные решения и действия, ведущие к прогрессу в развитии сопровождаемого.

Педагогическое сопровождение подготовки будущих актеров-преподавателей к педагогическому прогнозированию будет выполнять следующие функции:

  1. Консультирование, помощь и поддержка в преодолении трудностей на каждом этапе подготовки будущих актеров-преподавателей к педагогическому прогнозированию (адаптации, профессионализации и др.).

  2. Проектирование альтернативных сценариев подготовки будущих актеров-преподавателей к педагогическому прогнозированию; планирование и коррекция организации процесса, совершенствование контрольно-оценочного аппарата подготовки будущих актеров-преподавателей к педагогическому прогнозированию.

Педагогическое сопровождение подготовки будущих актеров-преподавателей к педагогическому прогнозированию будет включать: наблюдение,  консультирование, личностное участие, пример, анализ конкретной ситуации, поощрение самостоятельности.

Список литературы

  1. Манузина, Е.Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестник ТГПУ. - 2011. №1. - C. 109-113.

  2. Матушак, А.Ф. Взаимодействие преподавателей и студентов в образовательном процессе вуза // Социально-экономическое развитие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы: материалы I Международной науч.-практ. конференции. Калининград. - 2016. - С. 216-218.

  3. Матушак, А.Ф. Педагогическое сопровождение участников образовательного процесса на основе организации прогнозирования в учебной деятельности младшего школьника // Continuity between the primary general and main general education: contents, management, monitoring: Materials of the International Scientific Conference on April 18-19, 2014. Prague, - 2014. – Pp. 194-196.

  4. Орлова, Е. Ю. Педагогическое сопровождение освоения студентами вуза компетенций // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. №2. – C. 22-26

  5. Педагогическая  поддержка  ребенка  в  образовании:  учеб.  пособие  для  студ.  высш.  уч.  завед. /  Под  ред. В.А. Сластенина,  И.А. Колесниковой. М.:  Издательский  центр  «Академия»,  - 2006.  240  с.

  6. Сильченкова, С.В. Формы и направления педагогического сопровождения // Современные научные исследования и инновации. - 2013. № 10. [Электронный ресурс]. URL: http://haa.su/G8O/ (дата обращения: 24.05.2016).

  7. Яковлева, Н. О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. №4 (263). – C. 46-49.