Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Педагогические приемы, средства и организационные формы формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Воронина Наталья Ивановна
Рубрика: Политические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 3583
Показать PDF версию Педагогические приемы, средства и организационные формы формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников

Воронина Наталья Ивановна,
МБОУ «СОШ №3
г. Шебекино Белгородской области»,
учитель начальных классов.
E-mail: schu.ron2011@yandex.ru

Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связано с формированием индивидуального учебного действия.

В связи с этим, одна из задач учителя начальной школы организовать в классе деятельность так, чтобы учащиеся могли работать в разных образовательных пространствах и свободно переходить из одного в другое. Подобный переход должен стать общим способом работы в классе.

Педагогическими средствами такой работы могут быть: «место сомнений (тренировки)», «место на оценку», место «помощи»" и место «заданий», урок и учебное занятие.

Приведу только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:

— прием «волшебные линеечки» ;

— прием «прогностическая оценка»;

— прием «задания-ловушки»;

— прием «составление заданий с ловушками»;

— прием «сопоставление своих действий и результата с образцом»;

— прием «составление задачи, подобной данной»;

— прием «классификация задач по способу их решения»;

— прием «составление задачи по чертежу»;

— прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения»;

— прием «создание «помощника» для проверки работы;

— прием «составление проверочных заданий»;

— прием «обоснованный отказ от выполнения заданий»;

— прием «многоступенчатый выбор»;

— прием «орфографические или математические софизмы»;

— прием «разноцветные поправки»;

— при ем «умные вопросы» .

К педагогическим средствам, направленным на решение задачи контрольно-оценочной самостоятельности, можно также отнести нижеприведённые приёмы.

Работа с «картой знаний» учащихся.

«Карта знаний», с одной стороны, является для учащихся средством удержания логики разворачивания предметного содержания в течение учебного года, с другой стороны, становится местом фиксации.

Разновозрастное сотрудничество учащихся 1-5-х классов.

В рамках разновозрастного сотрудничества центральными являются уроки, целью которых -организация контроля и оценки младших школьников. Тексты самих работ, критерии оценки, заготовки оценочных листов и т.п. готовят учащиеся другого класса, например пятиклассники готовят урок для второклассников.

Место и время для предъявления личных достижений учащихся и класса.

Один из принципов безотметочной системы оценивания является принцип «ситуации успеха». На оценку выносится учащимся только то, что он считает для себя готовым для публичной оценки. Другой формой накопительной системы оценки может являться подготовка «портфеля» ученика и его презентация.

Организация самостоятельной работы учащихся.

Подобная работа учащихся в начальной школе ставит своей целью заложить потребность и основу работы младших школьников вне урока по собственной инициативе, решая прежде всего задачи коррекции своих знаний и умений, а также возможности выхода за пределы учебного материала класса.

Организация и проведение учебных занятий.

Такой тип работы проводится с малой группой детей и по времени может не быть жестко регламентирована.

Итак, перечисленные выше некоторые педагогические приёмы, средства, формы организации образовательного процесса могут достаточно эффективно помочь учителю начальных классов формированию действий контроля и оценки у учащихся как основы для становления умения учиться в основной школе.

Литература

  1. Г. А. Цукерман и др. Оценка без отметки. Москва — Рига, «Эксперимент», 1999
  2. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка // Под ред. Е. Д. Божович. МПСИ, 1999
  3. Эльконин Б. Д., Островерх О. С., Свиридова О. И., Воронцов А. Б. Формирование индивидуального учебного действия младшего школьника // «Завуч начальной школы», № 6, 2002, с. 23 — 30