Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Нагоева М.А.
к.п.н., ст.преподаватель
Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России
E-mail: arsmarina@mail.ru
Готовность к решению различного рода задач требует от курсанта наличия у него стремления к самосовершенствованию, проявлению самостоятельных действий в меняющейся обстановке, способности к систематическому самостоятельному освоению материалов обучения. Поэтому успех самообразования напрямую зависит от следующих факторов осознания курсантами необходимости приобретения дополнительных знаний: умения планировать и предусматривать последовательные шаги в поиске ответов на возникающие вопросы; умения осуществлять отбор из ранее усвоенных знаний, актуализировать их и соотносить с решаемой проблемой; желания найти ответы на возникшие вопросы, необходимости познания нового; создание условий для реализации потребности в самообразовании.
Военные вузы, согласно указанным тенденциям, корректируют стратегию подготовки курсантов и все более ориентируются на гражданский формат высшего образования. Совершенствуя учебно-воспитательный процесс и функционально сближаясь с гражданскими вузами и университетами, военные вузы в числе ключевых своих задач рассматривают реорганизацию казарменного распорядка жизнедеятельности курсантов. Курсантам предоставляется все больше возможностей для самоорганизации и самообразования. Но в силу инерции традиционного уклада подготовки курсантов в военном вузе, к должной самоорганизации, а соответственно, и к самообразованию, курсанты оказываются неготовыми.
Самообразование — это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры и т.п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.
Становится очевидным, что педагогическая система военного образования нуждается сегодня в таком педагогическом обеспечении, которое имело бы обслуживающее назначение и усиливало адаптивно-социальные функции процесса самообразования курсантов. Учитывая масштаб и специфику проблемы, логично предположить, что основной идеей такого обеспечения должно стать развитие индивидуально-личностного потенциала курсантов военных вузов как субъектов образовательной и социальной практики. Ссылаясь на современные исследования по вопросам военного образования (А.В. Белошицкий, В.Я. Булыгин и др.), указанную идею вполне можно рассматривать источником разрешения трудностей, вставших перед современным военным вузом.[1]
Проектируя составляющие педагогического обеспечения процесса самообразования курсантов, важно понимать, что процесс образования курсантов определяется, прежде всего, их личностными целями, профессиональными ориентирами и перспективами. Не военный вуз, а сами курсанты задают содержание самообразования, его цели и методы. Вуз может только придать этому процессу более или менее организованный характер и добиться той или иной степени влияния процесса самообразования курсантов на их общее профессиональное развитие.
Особое внимание следует уделять специфическим характеристикам образовательной среды военного вуза. Это: дисциплинарный режим процесса образования; половая гомогенность учебных коллективов; строго утилитарный уклад материально-эстетического наполнения образовательной среды, вторичность и отческих целей образования перед целями профессиональной военной подготовки. Указанные характеристики подчеркивают обособленность курсантов военных вузов как группы, выделенной из общей массы студенчества, и усиливают необходимость обеспечения процесса их самообразования целостной системой методов, имеющих сервисное назначение [2].
Также необходима обеспеченность процесса самообразования курсантов консультативно-психологической службой; оснащенность образовательной среды вуза единым информационно-образовательным порталом; материальная поддержка лиц, курирующих самообразовательную деятельность курсантов; коррекция вузовской программы воспитания в части, отражающей сервисную помощь курсантам как субъектам самообразовательной деятельности.
Литература: