Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Хворостьян Елизавета Назаровна
Преподаватель Московского колледжа транспорта,
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Российский университет транспорта»
(РУТ (МИИТ)
Московский колледж транспорта
Россия, г. Москва
E-mail: elizaveta10091992@gmail.com
Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью формирования и воспитания молодежи с высоким гражданским сознанием, возвышенным чувством верности своему Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, обязанностей по защите интересов Родины.
Воспитание настоящего гражданина — одна из первостепенных задач любого педагога. Существует много трактовок понятия «патриотизм», но в его основе, прежде всего, — любовь к своему народу, к Родине. В.А. Сухомлинский считал, что патриотизм — «сердцевина человека», основа его активной жизненной позиции.
Патриотизм выполняет мощную, развивающую функцию в формировании личности, ведь он является атрибутом извечного стремления человека к свободе, истине, добру. Укрепляя свои чувства и сознание духом прошлого, патриот действует на благо настоящего и будущего своего народа, всего человечества, все выше поднимаясь к уровню всечеловеческого мировосприятия и деятельности.
Хроника современного вандализма (украинского, польского, литовского и т.д.), циничное переписывание истории, кровавый разгул международного терроризма отчетливо показывают, как важна историческая грамотность народа и то, что формированием исторического сознания и политической культуры народа необходимо заниматься постоянно и системно. В первую очередь эта работа должна охватывать особую социальную группу — молодежь. Только это является залогом того, что народ сумеет достойно выдержать вызовы эпохи, противостоять националистической и фашистской вакханалии, отличить добро от зла, руководствуясь моралью и нравственностью, а не низменными инстинктами. В случае беды народ выстоит, сохранит язык, культуру и государственность, как формы своего дальнейшего геополитического бытия.
К сожалению, сегодня на общемировом и национальном фоне кризисной ситуации, наблюдается тенденция негативного отношения молодых людей к своей стране, не восприятие общественных норм и ценностей.
В условиях военных конфликтов во многих странах необходимо:
— пробуждать, формировать и воспитывать глубокие искренние патриотические чувства молодежи;
— давать отпор конъюнктурному патриотизму;
— педагогам быть готовыми реализовать социальную роль, связанную с патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи — это вечные проблемы, которые находятся в центре внимания педагогов, воспитателей, общественных и политических деятелей. Сколько существует государство, столько и общество выдвигает и по своему усмотрению решает вопрос о цели, содержании, путях, средствах и методах патриотического воспитания своих граждан. Особенно, эта проблема актуализируется в переломные времена, когда кардинальные изменения в обществе подталкивают к изменению воспитательного процесса в целом, а гражданско-патриотического воспитания в первую очередь.
Содержание литературных источников и научных материалов свидетельствует, что первоосновы представлений о патриотическом воспитании были заложены еще в народной педагогике — в легендах, сказках, мифах, летописях, народных песнях, думах, поучениях, пословицах, поговорках. Размышления Нестора Летописца, Иллариона Киевского, Владимира Мономаха основаны на возвеличивании роли Родины в жизни человека, сформированном мнении о том, что любовь к ней, ее защита — священный долг каждого человека.
В нашем национальном самосознании понятие патриотизма всегда связано с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради Отечества. Н.М. Карамзин, С.Н.Глинка, А.И. Тургенев и многие другие общественные и государственные деятели России в своем творчестве призывали «положить жизнь за Отечество». Одним из путей обеспечения патриотического воспитания в учебных учреждениях транспорта является изучение студентами предметов гуманитарного и социально-экономического цикла: история России, основы философии, социологии, политологии, правоведения.
Задача всех преподавателей в современных условиях — показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, строго соблюдая объективность и историческую правду. Только такой подход может исправить пороки прошлого, дать представление о подлинных исторических событиях и явлениях. Чтобы прикоснуться душой и проникнуться патриотизмом необходим комплексно-организованный план мероприятий для молодёжи:
— экскурсии в музей Великой Отечественной войны, музей истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги РЖД;
— посещение памятных мест и городов России;
— проведение бесед, лекции на тему воспитания патриотизма;
— проведение внеаудиторные мероприятия на темы: «Мы будем этой памятью гордится, и вспоминать героев имена», «Размышления ко Дню Победы», «Герои Отечества» и т.д.;
— чествование ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов-афганцев, посвященное Дню защитника Отечества;
— ежегодное посещение парада, посвященного Дню Победы советского народа над фашисткой Германией;
— участие в исторических викторинах и акциях;
— проведение в колледже литературные чтения историко-патриотической направленности: поэтические час «Строки, опаленные войной»;
— проведение соревнования по военно-прикладным видам спорта, выполнение нормативов военно-спортивного комплекса;
— проведение социальные акции «Я помню, я горжусь!», «Спасибо за Победу!».
Патриотическое воспитание в железнодорожных учреждениях и предприятиях — это систематическая и целенаправленная деятельность коллектива и общественных организаций, родителей по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Актуальность и необходимость статьи обусловлена стремлением:
— активно участвовать в процессе формирования единого гражданского общества в колледже;
— подготовить будущих работников транспорта, способных не только к созиданию, но и к бескомпромиссной борьбе со всем спектром угроз внутреннего и внешнего порядка.
Безусловно, вся эта работа будет направлена на решение воспитательных задач:
1. Преподаватели должны помочь будущим работникам транспорта в их национально-культурно идентификации путем воспитания на глобальных, универсальных идеях Русской цивилизации;
2. Преподаватели должны проводить системную кропотливую работу по воспитанию сильного духом единства поколения молодых людей разных национальностей.
В современной ситуации развития Российской Федерации как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству, противодействие пропаганде насилия, жестокости, не свойственного нам образа жизни. За россиянами — великий разум и ратный подвиг предков, могучая культура и большое желание созидать.
Список литературы:
1. Гладких, В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход: автореферат диссертация доктора педагогических наук: 13.00.05 / В.В. Гладких; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. — Тамбов, 2011. — 51 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы»: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г., № 1493 // Вестник образования России, 2016.