Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Патриотическое воспитание в образовательных организациях и на предприятиях транспорта

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Хворостьян Елизавета Назаровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2021»  (декабрь, 2021)
Количество просмотров статьи: 716
Показать PDF версию Патриотическое воспитание в образовательных организациях и на предприятиях транспорта

Хворостьян Елизавета Назаровна
Преподаватель Московского колледжа транспорта,

Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Российский университет транспорта»
(РУТ (МИИТ)
Московский колледж транспорта
Россия, г. Москва
E-mail: elizaveta10091992@gmail.com

e

Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью формирования и воспитания молодежи с высоким гражданским сознанием, возвышенным чувством верности своему Отечеству, готовности к выполнению общественного долга, обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание настоящего гражданина — одна из первостепенных задач любого педагога. Существует много трактовок понятия «патриотизм», но в его основе, прежде всего, — любовь к своему народу, к Родине. В.А. Сухомлинский считал, что патриотизм — «сердцевина человека», основа его активной жизненной позиции.

Патриотизм выполняет мощную, развивающую функцию в формировании личности, ведь он является атрибутом извечного стремления человека к свободе, истине, добру. Укрепляя свои чувства и сознание духом прошлого, патриот действует на благо настоящего и будущего своего народа, всего человечества, все выше поднимаясь к уровню всечеловеческого мировосприятия и деятельности.

Хроника современного вандализма (украинского, польского, литовского и т.д.), циничное переписывание истории, кровавый разгул международного терроризма отчетливо показывают, как важна историческая грамотность народа и то, что формированием исторического сознания и политической культуры народа необходимо заниматься постоянно и системно. В первую очередь эта работа должна охватывать особую социальную группу — молодежь. Только это является залогом того, что народ сумеет достойно выдержать вызовы эпохи, противостоять националистической и фашистской вакханалии, отличить добро от зла, руководствуясь моралью и нравственностью, а не низменными инстинктами. В случае беды народ выстоит, сохранит язык, культуру и государственность, как формы своего дальнейшего геополитического бытия.

К сожалению, сегодня на общемировом и национальном фоне кризисной ситуации, наблюдается тенденция негативного отношения молодых людей к своей стране, не восприятие общественных норм и ценностей.

В условиях военных конфликтов во многих странах необходимо:

— пробуждать, формировать и воспитывать глубокие искренние патриотические чувства молодежи;

— давать отпор конъюнктурному патриотизму;

— педагогам быть готовыми реализовать социальную роль, связанную с патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи — это вечные проблемы, которые находятся в центре внимания педагогов, воспитателей, общественных и политических деятелей. Сколько существует государство, столько и общество выдвигает и по своему усмотрению решает вопрос о цели, содержании, путях, средствах и методах патриотического воспитания своих граждан. Особенно, эта проблема актуализируется в переломные времена, когда кардинальные изменения в обществе подталкивают к изменению воспитательного процесса в целом, а гражданско-патриотического воспитания в первую очередь.

Содержание литературных источников и научных материалов свидетельствует, что первоосновы представлений о патриотическом воспитании были заложены еще в народной педагогике — в легендах, сказках, мифах, летописях, народных песнях, думах, поучениях, пословицах, поговорках. Размышления Нестора Летописца, Иллариона Киевского, Владимира Мономаха основаны на возвеличивании роли Родины в жизни человека, сформированном мнении о том, что любовь к ней, ее защита — священный долг каждого человека.

В нашем национальном самосознании понятие патриотизма всегда связано с традициями православной культуры и заключается в готовности отказаться от себя, пожертвовать всем ради Отечества. Н.М. Карамзин, С.Н.Глинка, А.И. Тургенев и многие другие общественные и государственные деятели России в своем творчестве призывали «положить жизнь за Отечество». Одним из путей обеспечения патриотического воспитания в учебных учреждениях транспорта является изучение студентами предметов гуманитарного и социально-экономического цикла: история России, основы философии, социологии, политологии, правоведения.

Задача всех преподавателей в современных условиях — показать действительную историю во всех ее сложностях и противоречиях, с ее светлыми и трагическими сторонами, строго соблюдая объективность и историческую правду. Только такой подход может исправить пороки прошлого, дать представление о подлинных исторических событиях и явлениях. Чтобы прикоснуться душой и проникнуться патриотизмом необходим комплексно-организованный план мероприятий для молодёжи:

— экскурсии в музей Великой Отечественной войны, музей истории развития железнодорожного транспорта Московской железной дороги РЖД;

— посещение памятных мест и городов России;

— проведение бесед, лекции на тему воспитания патриотизма;

— проведение внеаудиторные мероприятия на темы: «Мы будем этой памятью гордится, и вспоминать героев имена», «Размышления ко Дню Победы», «Герои Отечества» и т.д.;

— чествование ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов-афганцев, посвященное Дню защитника Отечества;

— ежегодное посещение парада, посвященного Дню Победы советского народа над фашисткой Германией;

— участие в исторических викторинах и акциях;

— проведение в колледже литературные чтения историко-патриотической направленности: поэтические час «Строки, опаленные войной»;

— проведение соревнования по военно-прикладным видам спорта, выполнение нормативов военно-спортивного комплекса;

— проведение социальные акции «Я помню, я горжусь!», «Спасибо за Победу!».

Патриотическое воспитание в железнодорожных учреждениях и предприятиях — это систематическая и целенаправленная деятельность коллектива и общественных организаций, родителей по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Актуальность и необходимость статьи обусловлена стремлением:

— активно участвовать в процессе формирования единого гражданского общества в колледже;

— подготовить будущих работников транспорта, способных не только к созиданию, но и к бескомпромиссной борьбе со всем спектром угроз внутреннего и внешнего порядка.

Безусловно, вся эта работа будет направлена на решение воспитательных задач:

1. Преподаватели должны помочь будущим работникам транспорта в их национально-культурно идентификации путем воспитания на глобальных, универсальных идеях Русской цивилизации;

2. Преподаватели должны проводить системную кропотливую работу по воспитанию сильного духом единства поколения молодых людей разных национальностей.

В современной ситуации развития Российской Федерации как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству, противодействие пропаганде насилия, жестокости, не свойственного нам образа жизни. За россиянами — великий разум и ратный подвиг предков, могучая культура и большое желание созидать.

Список литературы:

1. Гладких, В.В. Гражданско-патриотическое воспитание молодежи в поликультурной среде вуза: системно-деятельностный подход: автореферат диссертация доктора педагогических наук: 13.00.05 / В.В. Гладких; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. — Тамбов, 2011. — 51 с.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы»: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г., № 1493 // Вестник образования России, 2016.