Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лозовская Татьяна Витальевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2023»  (ноябрь, 2023)
Количество просмотров статьи: 58
Показать PDF версию ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Лозовская Татьяна Витальевна
старший преподаватель
кафедры межкультурных коммуникаций
и международного туризма
ГГУ имени Ф. Скорины
Г. Гомель, Республика Беларусь

Практика воспитательной работы со студенческой молодежью свидетельствует, что в реальном процессе патриотического воспитания в современных условиях педагоги сталкиваются со значительными трудностями. Связано это прежде всего со сложностью и многоаспектностью понятия «патриотизм», а также с отсутствием единого подхода к пониманию его сущности и путей формирования. В частности, критике подвергаются прежние методы воспитательной работы, поскольку многие из них не находят отклика у современных студентов, и в то же время не хватает новых научно-методических идей по совершенствованию патриотического воспитания в настоящее время.

Практика нашей работы показывает, что начинать работу по патриотическому воспитанию студентов необходимо с создания педагогических условий, обеспечивающих овладение студентами знаниями о сущности и содержательной специфике основных понятий патриотизма. Это проис­ходит за счет органического включения в содержание учебных предме­тов (в частности предмета «иностранный язык») гражданско-патриотических идеалов, норм и ценностей.

На данном этапе используются такие методы, как работа с гражданско-патриотическими понятиями, сократовская (эвристическая) бе­седа, в ходе которой путем постановки системы вопросов студенты обучаются искусству ду­мать, умению выделять гражданско-патриотические идеи, понятия и идеалы, осмысливать их содержание, анализировать свои поступки и поступки других. Написание небольших рефератов краеведческого содержания обеспечивает включение студентов в активную познавательную деятель­ность и способствует самостоятельному приобретению ими знаний об истории, культуре своей страны, известных деятелях науки и культуры.

В процессе патриотического воспитания большое значение имеет использование яркого фактического материала, конкретных примеров и фактов преданного служения Родине, художественной прозы и поэзии, публицистических текстов героико-патриотического содержания; анализ биографий великих людей.

Важной составляющей патриотического воспитания является активизация эмоционально-чувственного компонента. Необходимо создать такие педа­гогических условий, в которых становятся реальными интенсивные пережи­вания студентами личностного смысла, вкладываемого ими в содержание понятий «патриотизм» и «гражданственность». Здесь используются методы, предполагающие полемику взглядов, мнений, что способствует формированию своей точки зрения, своей внутренней позиции. К ним относятся дискуссионные методы: дебаты, диалог-спор, раз­брос мнений, основывающиеся на организации поочередных высказываний студентами суждений по нравственно-патриотической проблеме, что помогает по­смотреть на нее с различных сторон, с позиции другого человека. Метод ретроспективного анализа по­зволяет создавать на занятиях эмоционально насыщенную среду, побуждающую студентов к анализу и переосмыслению своего прошлого гражданско-патриотического опыта.

Дискуссионные методы положены в основу таких нестандартных форм организации учебных занятий, как ролевые игры, скетчи, круглые столы, пресс-конференции. Эти формы организации занятий интересны, содержательны, эмоционально-насыщены, они вызывают большой эмоциональный отклик студентов, способствуют переходу гражданско-патриотических идей, в знания личностно-значимые, составляющие основу взглядов и убеждений, мировоззрения личности.

Важная роль в процессе патриотического воспитания отводится созданию проблемных ситуаций, которые способствуют включению студентов в процесс активного поиска, пере­живания имеющихся знаний, эмоционального «проживания» их смысла. Помимо этого, нами используются такие методы, как «мозговая атака» (brain storm), «я-сообщения» педагога, драматизация нравственно-патриотической идеи, диалог «С великим — запросто» и др.

Практический опыт свидетельствует, что только при использовании новых, нестандартных подходов, применении всего разнообразия методов и приемов можно добиться необходимых результатов в патриотическом воспитании молодежи.