Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Оценка и аттестация обучающихся при освоении программы воспитания СПО как условие подготовки всесторонне развитого профессионала

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Денисова Наталья Юрьевна, Шерина Нина Васильевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2021»  (ноябрь, 2021)
Количество просмотров статьи: 715
Показать PDF версию Оценка и аттестация обучающихся при освоении программы воспитания СПО как условие подготовки всесторонне развитого профессионала

Шерина Нина Васильевна,
заведующий информационно – методическим сектором,
преподаватель КГБПОУ «Алтайский архитектурно – строительный колледж»

Денисова Наталья Юрьевна,
заместитель директора по УВР, преподаватель
КГБПОУ «Алтайский архитектурно-строительный колледж»,
магистрант ГОУВПО «Алтайский государственный университет»

Аннотация: Статья посвящена проблеме организации процедуры аттестации и оценивания личностных результатов обучающихся при освоении программы воспитания в учреждениях среднего профессионального образования (СПО). В ней раскрываются критерии формирования контрольно-оценочных средств личностных результатов обучающихся и процедура аттестации. оценивания личностных результатов обучающихся при освоении программы воспитания в СПО.

Ключевые слова: среднее профессиональное, программа воспитания, сформированность личностных результатов, самоанализ воспитательной работы.

Evaluation and certification of students who have mastered the program of education of the vocational school, as a condition for the preparation of a comprehensively developed professional

Sherina Nina Vasilievna,

Denisova Natalia Yurievna

Regional state budget

.professional educational institution

«Altai College of architecture and construction»

Abstract: The article is devoted to the problem of the organization of certification and procedures for evaluating the personal results of the education program in institutions of secondary vocational education (SPE). It reveals the criteria for the formation of control and evaluation tools of personal results, students and the procedure for their certification. A model is proposed for evaluating the personal results of students when mastering the program of education in SPO.

Key words: secondary vocational, education program, formation of personal results, introspection of educational work.

Воспитание всегда являлось частью образовательного процесса. Изменения в ФЗ — 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ред. от 31.07.2020) законодательно подтвердило это: «...образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации...» (ст.2, п.9 ФЗ-273) [1,2]. Основная особенность федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования — ориентация не только на усвоение содержания, но и на результат образования, выраженный через компетентности специалистов. Акцент образовательного процесса переносится на контрольно-оценочную составляющую, которая позволяет систематически отслеживать, диагностировать, корректировать процесс обучения. Уже на этапе проектирования программы необходимо планировать, какими способами и средствами будут оцениваться результаты обучения и воспитания, что будет служить доказательством достижения целей образовательных программ.

Под оценкой понимается процедура, позволяющая установить соответствие запланированных результатов реально полученным с помощью специально разработанных оценочных шкал и других инструментов для оценивания: критериев, показателей, индикаторов, проверочных заданий и др. Она выполняет функции выявления реализации программы, а также установления возможных сбоев в ее освоении. По итогам оценки может быть произведена коррекция процесса выполнения образовательной программы, а также самой программы, например, распределение времени, которое отводится на освоение содержания. Для этого оценка должна быть полной, всесторонней, комплексной, позволяющей оценить все виды как текущих, так и итоговых результатов реализации ПООП в целом, и на их основе делать выводы не только о развитии личности ... в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей, подготовленности учащихся, но и работе образовательной организации в целом; производиться с учетом содержательных связей между отдельными связанными между собой результатами [3,с.27]. Кроме этого, процедура оценивания и аттестация обучающихся учреждений СПО формирует условия подготовки всесторонне развитого профессионала.

Формы, виды аттестации и оценивание обучающихся по учебным дисциплинам, курсам, модулям давно исследованы в педагогике. В современных условиях образования аттестация и оценивание личностных результатов, сформированных у обучающихся в ходе реализации программы воспитания и календарного плана — вопрос актуален и мало изучен. В процессе анализа и отбора материала для раздела программы воспитания колледжа «Оценка освоения обучающимися основной образовательной программы в части достижения личностных результатов» отметили: портфолио является распространённой формой контрольно-оценочных средств. Анализируя данную форму, пришли к выводу, что она не раскрывает в полном объёме уровень сформированности личностных результатов, их динамику у студента, освоившего программу воспитания, а отсюда и слабая мотивирующая составляющая оценочных средств. Поэтому считаем, что портфолио является только подтверждающим фактом развития студента и одним из многих оценочных средств. В связи, с чем предлагаем иную модель оценивания и аттестации, которое вылилось в исследование указанной выше проблемы.

Цель исследования — разработка процедуры аттестации и оценивания личностных результатов обучающихся при освоении программы воспитания СПО как условии подготовки всесторонне развитого профессионала.

Задачи исследования:

— разработать модель количественно-качественной оценки освоения обучающимися достижений личностных результатов в части программы воспитания;

— разработать форму аттестации освоения обучающимися программы воспитания;

Новизна исследования: модель количественно — качественной оценки сформированности личностных результатов и форма аттестации освоения обучающимися программы воспитания является одним из условий подготовки всесторонне развитого профессионала, обладающего социальной активностью, общекультурными и духовно-нравственными качествами гражданина России.

Оценивание осуществляется через сформированность (развитость) ценностных отношений, социализированность, самореализованность обучающегося и его участие в мероприятиях разного уровня (на уровне группы, колледжа, вне колледжа), которые отражаются в карте личностного роста (Приложение. Таблица 2,3). Оценивание проводится классным руководителем в рамках оценочных процедур в конце учебного года. Для оценивания сформированности личностных результатов у обучающихся при освоении программы воспитания классный руководитель (куратор) может использовать анкетирование, тестирование, интервьюирование, педагогические наблюдения и т.д., при необходимости привлекая всех участников образовательного процесса.

Исходя из поставленных целей и задач программы воспитания образовательная организация разрабатывает критерии сформированности личностных результатов у обучающихся основной образовательной программы и устанавливает целевые показатели личностных результатов обучающихся. Каждый критерий состоит из индикаторов.

Примерные критерии сформированности личностных результатов у обучающихся основной образовательной программы

I. Критерии сформированности (развитости) ценностных отношений:

1. К познавательной деятельности:

-демонстрирующий сознательную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;

-проявляющий высокопрофессиональную трудовую активность,

-умеющий искать и находить необходимую информацию, используя разнообразные технологии ее поиска для решения возникающих в процессе образовательной деятельности,

-стремящийся к формированию в сетевой среде личностного и профессионального конструктивного «цифрового следа».

2. К идеям гуманизма:

— соблюдающий этические нормы общения при взаимодействии с обучающимися, работниками организации, принципы честности, порядочности, осознающий приоритетную ценность личности человека;

— проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда;

— принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;

— открытый к восприятию других культур независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, проявляющий уважение к эстетическим ценностям.

3. К патриотизму:

— проявляющий уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества;

— бережное отношение к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ;

— осознающий себя гражданином и защитником великой страны;

— имеющий активную гражданскую позицию.

4. К правопорядку:

— проявляющий интерес к правовым знаниям, политической жизни страны, умеющий анализировать общественные, политические события и давать им оценку;

— обладающий навыками правового самосознания и законопослушания;

— отсутствие фактов совершенных преступлений и правонарушений, экстремизма, психического и физического насилия;

— наличие отрицательного отношения к экстремизму, терроризму и нетерпимости.

5. К здоровому образу жизни:

— обладающий системой знаний о здоровье человека и навыков ведения здорового образа жизни;

— соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни;

— занимающийся физкультурой и/или спортом;

— заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности.

II. Критерий социализированности обучающегося:

— конструктивное взаимодействие в учебном коллективе, демонстрация навыков межличностного делового общения, социального имиджа;

— готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах;

— экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций;

— сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

III. Критерии самореализации обучающегося: оценка собственного продвижения, личностного развития.

Для получения целевых показателей образовательной организации предлагаем формулу:

Z=n x N X K, где

Z- целевой показатель

n — количество исполненных в полном объёме индикаторов

N — количество исполненных критериев

K- курс обучения

В нашем примере каждый критерий состоит из четырёх индикаторов. Если индикатор, исполненный обучающимся в полном объёме, оценить в 1 балл, то получим примерные целевые показатели по курсам и программам подготовки, которые отражены в сводной таблице (Таблица 1).

Таблица 1

Примерные целевые показатели сформированности личностных результатов обучающихся

при освоении программы воспитания.


Следующим показателем личностного роста обучающегося является оценка освоения им основной образовательной программы в части участия в мероприятиях (Приложение. Таблица 3). Критерии оценивания участия в мероприятиях:

0 балла — не принял участие;

1 балл —участник, как зритель;

2 балла- активный участник;

3 балла- организатор.

Оценка участия в мероприятиях за курс обучения выводится как сумма баллов, указанных в графах 3-11, и отображается в графе 12 Таблицы 3. Оценка имеет накопительный характер по курсам. Целевые показатели освоения обучающимся основной образовательной программы в части участия в мероприятиях распределяются по курсам в следующем порядке:

1 курс — не менее 20 баллов;

2 курс — не менее 40 баллов;

3 курс — не менее 60 баллов;

4 курс — не менее 80 и выше баллов.

При завершении освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы делается заключение об уровне освоения студентом программы воспитания, которое фиксируется в виде «освоена»/ «не освоена» в Ведомости учета «Оценка освоения обучающимися основной образовательной программы в части программы воспитания» (Таблица 4). Итоговые показатели сформированности личностных результатов (Таблицы 2) и оценки освоения обучающимся основной образовательной программы в части участия в мероприятиях (Таблица 3) последнего курса освоения основной профессиональной образовательной программы вносятся в соответствующие графы Ведомости учета (Таблица 4). Результатом уровня освоения программы воспитания является показатель, полученный суммарно из данных, указанных в графах 3 и 4 Таблицы 4. Уровень освоения программы воспитания («освоена»/ «не освоена») определяется в зависимости от программы подготовки.

Аттестация обучающихся по освоению образовательной программы в части реализации программы воспитания осуществляется на педагогическом совете, рассматривающий вопрос допуска обучающихся к ГИА. Педагогический совет при аттестации обучающихся может использовать мнение органов самоуправления группы.

Представленная модель оценивания позволяет классному руководителю (куратору) увидеть динамику развития студента, провести анализ процесса реализации программы воспитания и календарного плана с целью корректировки воспитательной работы на следующий курс обучения, как с группой, так и индивидуально со студентом.

Объективность данного оценивания достигается с помощью отбора валидных средств и разнообразия методов оценивания классными руководителями (кураторами), а также всеми участниками образовательного процесса.

Предложенное оценивание выполняет в том числе и мотивирующую функцию: она выражается в участии студента в самооценивании своего развития.

Программа воспитания, как и ОПОП, обновляется ежегодно. Для организации контроля и самооценки воспитательного процесса проводится его самоанализ, что позволяет своевременно вносить корректировки в программу (при необходимости). Цель самоанализа — определение направлений развития и совершенствования воспитательной деятельности. В рамках самоанализа необходимо не только дать оценку условиям воспитательной среды Учреждения, но и объективных результатов влияния этих условий на развитие личности обучающихся, результативность воспитания. Это существенная часть самоанализа напрямую связана с аттестацией и оцениванием обучающихся при освоении программы воспитания.

Самоанализ воспитательной работы, организуемый в колледже, осуществляется по выбранным самим колледжем направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их решения, определяется эффективность реализации программы воспитания и календарного плана как в группе, так и в целом в колледже.

Самоанализ работы в группе осуществляется ежегодно силами классных руководителей (кураторов) с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению классного руководителя (куратора) и администрации) специалистов колледжа.

Итогом самоанализа организуемой в группе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать классному руководителю (куратору), педагогическому и студенческому коллективам [4, с.35].

Предлагаемые формы аттестации и модель оценивания личностных результатов обучающихся при освоении программы воспитания позволит:

1. Оценить динамику количественно-качественных изменений личности, их характер и факторы, обусловившие эти изменения.

2. Выявить факторы, связанные с особенностями процесса образования или социального окружения, оказывающие наибольшее влияние на образовательные достижения обучающихся.

3. Создать информационное поле для формирования целостного представления о состоянии процесса образования в колледже.

Следовательно, процедура аттестации и оценивания становится одним из условий подготовки всесторонне развитого профессионала.

Возможные риски при использовании данной модели:

1. Формальный подход.

2. Субъективность оценивания.

3. Недостаточная информированность исполнения индикаторов.

В заключении надо отметить, что оценка сформированности личностных результатов и форма аттестации освоения обучающимися программы воспитания процедура новая, достаточно многогранная, требующая слаженной работы всех участников педагогического процесса под руководством администрации колледжа.


ПРИЛОЖЕНИЕ

ТАБЛИЦА 2

КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

СФОРМИРОВАННОСТЬ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГРУППЫ ____ (____ КУРС) ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


ТАБЛИЦА 3

КАРТА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ГРУППЫ ____ (____ КУРС) ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ЧАСТИ УЧАСТИЯ В МЕРОПРИЯТИЯХ



ТАБЛИЦА 4

ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА

ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ (группы ____) ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ЧАСТИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ



Библиографический список

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федеральный закон Российской Федерации от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся».

3. Методические рекомендации по организации и проведению экспертизы примерных основных образовательных программ всех уровней общего образования. М., 2013

4. Примерная программа воспитания. Одобрена решением ФУМО по общему образованию (протокол от 2 июня 2020г. № 2/20). М., 2020