Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Рыбникова София Владленовна
Бакалавр СФУ, Россия, г. Красноярск
E-mail: sofiav@ro.ru
Научный руководитель: Попов Игорь Константинович
Кафедра современных образовательных технологий СФУ,
Россия, г. Красноярск
Проблема сохранения здоровья детей стала не только медицинской, но и педагогической. У большинства детей не сформировано положительное отношение к физической культуре и спорту, они не приучены систематически заниматься физическими упражнениями.
Последняя четверть XX столетия ознаменовалась широкомасштабным развитием идей целостности человека в теории и практике физической культуры и спорта. В работах В.К. Бальсевича, И.М. Быховской, М.Я. Виленского, В.М. Выдрина, Л.И. Лубышевой, Ю.М. Николаева, В.И. Столярова и др. отмечается, что участие в спортивной деятельности, воздействуя на биологическую сферу организма человека, одновременно влияет на формирование его личности, что в его процессе могут и должны решаться задачи интеллектуального, эстетического, духовно-нравственного развития. Однако для того чтобы человек мог освоить и воспользоваться ценностями физической культуры, необходима активная позиция самого человека.
В этой связи особое значение приобретают исследования отношения к спорту. Вопросы осознанного отношения к деятельности были предметом анализа К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г Ананьева, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Л.С.Выготского, В.В. Давыдова, А.Ф. Лазурского, А.Н. Леонтьева, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе и др.
К сожалению, вопросы, связанные с отношением к спорту, несмотря на попытки практического их решения, остаются недостаточно разработанными с научной точки зрения. Осознанное отношение подростков к спорту с учётом гендерных особенностей является слабо изученным вопросом в современной психологической науке. Лишь косвенно эта проблема получила отражение в работах Т.В. Бендас, Е.П. Ильина, Н. Койвула, Р.Н.Сшпера, Н.С. Цикуновой и др.
Таким образом, возникает проблема необходимости изучения возрастных и гендерных особенностей отношения подростков к спорту.
Расширение отношений, вырабатываемых в спортивной деятельности, и задача использования этой деятельности для активного воспитательного воздействия на формирование личности получает наиболее развитые условия в подростковом возрасте, особенно сензитивном к деятельности, обеспечивающей максимальное развертывание социальной активности, когда мотивы общественной пользы и общественной оценки являются решающими в перестройке мотивационно-потребностной сферы личности.
Выступая одним из видов многоплановой деятельности подростка, спортивная деятельность, с одной стороны, соответствует физиологическим изменениям ребенка, с другой — позволяет подростку оценить свои возможности, отвечая его стремлению к самоопределению в обществе.
Исследование проводилось на базе СОШ № 21 г. Красноярска, в исследовании принимали участие 40 учащихся 6-го класса в возрасте 12-13 лет, их них 20% составляют девочки, 20% - мальчики.
В исследовании применялась анкета, содержание которой было изучение отношения к спорту у подростков, их направленности на спортивную деятельности и активность в спорте.
Структурно анкета представлена следующими блоками:
Анкетные данные
Свободный досуг подростков
Временные затраты на спортивную деятельность у подростков.
Причины для занятий спортом.
Математическая обработка данных проводилась с помощью критерия Фишера, который оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.
Полученные данные показали, что Таким образом, в результате проведенного опроса были выявлены следующие возрастные и гендерные особенности отношения к спорту у подростков:
спорт занимает важное место в структуре досуга современных подростков, Занимаются спортом 95% опрошенных подростков, причем следует отметить, что в большей степени спортивной деятельностью занимаются девочки-подростки: 65% девочек, спортом занимаются 30 мальчиков-подростков
у большинства подростков преобладает недостаточная спортивная активность: 45% подростков тратят на спортивную деятельность не более 3-х часов.
девочки-подростки на спортивную деятельность тратят больше времени, чем мальчики-подростки.
мотивы занятия спортом: желание улучшить телосложение, оптимизировать вес (60%); стремление улучшить физическое состояние, укрепить здоровье (60%); получение эмоциональной разрядки, повышение настроения (55%), усиление физической привлекательности в результате занятий.
гендерные расхождения в основных причинах занятий: для девушек это - улучшение телосложения, оптимизация веса, а для юношей - укрепление здоровья, усилить физическую привлекательность.
Главная причина, а, возможно, наиболее популярная отговорка, пассивного отношения к спорту, прежде всего, занятость различными делами (40%) и занятость учебой (30%).
наиболее предпочитаемый вид спорта – футбол (60% подростков), фитнес (45% подростков), легкая атлетика (45% подростков), фигурное катание (45%).
выражены гендерные различия в предпочтениях различных видов спорта: У девочек наиболее предпочитаемыми являются фитнес (45% девочек относят его к виду спорта) и фигурное катание (35% девочек), у мальчиков - футбол (55% мальчиков) и хоккей (30% мальчиков) – различия являются статистически достоверными.