Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Бердникова Валерия Александровна
Казанский Федеральный Университет
Институт Управления, Экономики и Финансов
4 курс
valeriya.berd@gmail.com
В условиях реализуемой в Рoccийской Фeдерации бюджетной политики, ориентированной на обеспечение устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, эффективности использования бюджетных средств, а также на внедрение в бюджетный процесс принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами, вопрос исследования направлений повышения результативности исполнения бюджетов публично-правовых образований приобретает особую актуальность.
Бюджет является основным ресурсом, обеспечивающим возможности выполнения государством своих функций, реализации конституционных прав и свобод. Этапы составления, рассмотрения и утверждения бюджета в совокупности представляют собой финансовое выражение политических приоритетов государства в краткосрочной либо среднесрочной перспективе.
Составление бюджета отражает видение «главного финансового документа» исполнительной властью.
Заключительной стадией бюджетного процесса является стадия составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, т.е. отчетная стадия. Ее назначение заключается в получении сведений о реальном исполнении бюджета, которые основываются не только на информации, полученной путем сопоставления запланированных и исполненных показателей, но и на информации о законности, эффективности и результативности использования бюджетных средств.
Процессы составления и формирования отчета об исполнении бюджета осуществляется с учетом ряда основополагающих принципов, к числу которых традиционно можно отнести общие принципы организации и построения бюджетной системы, а также частные принципы формирования отчетности об исполнении бюджета: своевременность и достоверность, открытость и доступность, оперативность и координация. Вышеуказанные принципы соответствует также принципам эффективного и ответственного управления общественными финансами, а также реализации социально-ориентированной бюджетной политики, предусматривающей первостепенное выполнение в полном объеме публичных нормативных обязательств перед населением.
Состав и порядок представления отчетности об исполнении бюджета субъекта РФ определяет Минфин России. В рамках полномочий, возложенных на него ст. 165 и 264.1 БК РФ, уполномоченным органом власти принят нормативно-правовой акт – приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
Отчетность об исполнении бюджета субъекта РФ формируют региональные подразделения казначейства, финансовые органы региона и управление федерального казначейства по субъекту РФ.
Составление отчета об исполнении бюджета субъекта РФ целесообразно интерпретировать, прежде всего, как деятельность специально созданного органа (финансового органа), которая направлена на установление порядка, предусматривающего механизм сбора, анализа финансовой информации в текущем финансовом году в соответствии с утвержденным законом о бюджете с использованием соответствующих стандартов, инструментов и методов доведения бюджетных данных и получения финансовой информации от участников бюджетного процесса.
Можно выделить некоторые недостатки принципов составления отчета об исполнении бюджета. При существующем многообразии источников информации о деятельности субъектов РФ нерешенным остается вопрос о выборе источника, удовлетворяющего потребностям анализа финансово-хозяйственной деятельности, проводимого для определения взаимосвязи и взаимозависимости результатов деятельности организаций и субъектов РФ. Трудности использования указанных документов применительно к анализу финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) обусловлены следующими факторами:
Указанные недостатки существующих форм отчетных документов субъектов РФ можно устранить путем отбора наиболее значимых для анализа ФХД данных, характеризующих имущественное и финансовое положение, с помощью которых открывается возможность изучения финансового состояния субъекта РФ на основе показателей, применяемых для анализа ФХД организаций. Подобная форма отчетности обладает следующими преимуществами:
Список использованных источников