Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Вострикова Наталья Евгеньвна/Vostrikova Natalia – воспитатель ВКК,
Панина Оксана Леонидовна/Panina Oksana – воспитатель 1 КК
МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида № 135»,
г.Воронеж, Коминтерновский р-н
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы преемственности между ДОУ и школой - процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования опирается на достижения ребёнка-дошкольника.
Ключевые слова. Дошкольное образование, преемственность, ФГОС, требования к усвоенной программе.
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком.
Л. С. Выготский
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», — писал В.А. Сухомлинский. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для школы — это конституция школьной жизни.
На ступени дошкольного образования нет требований к результатам освоения программы и выпускнику. Но в ФГОС выделяется раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Анализ образовательных областей ФГОС НШ выявил содержательную преемственность, которую можно выразить следующим образом: только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности игра — как и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход к учебной деятельности.
Принятие и утверждение ФГОС создали нормативную основу преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: детский сад — начальная школа. Портреты выпускника СП и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду (вернее, предпосылок к развитию компетентностей).
Требования к результатам освоения образовательных программ в ФГОС НШ во многом согласованы. Освоение образовательных областей в детском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе. Кроме того, предполагается, что 20% образовательной программы дошкольного образования формируется всеми участниками образовательного процесса исходя из потребностей детей и родителей. Такая же возможность утверждена стандартом для начальной школы. Еще один показатель преемственности — обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в модели выпускника СП. Исходя из ФГОС , так называемые точки соприкосновения деятельности структурного подразделения и школы опираются на направления:
согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровнях;
отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учетом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС ;
обогащение органйзационных форм и методов обучения как в ДОУ, так и в начальной школе. Общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста СОШ :
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание нравственного человека;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач.
На дошкольной ступени
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
обеспечение эмоционального ка, развитие его положительного самоощущения;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;
развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе, включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
На ступени начальной школы.
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни
совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Реализация общей цели и задач образования детей 3—10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий.
На дошкольной ступени:
личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм . работы с детьми, опора на игру, при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы.
опора на имеющийся уровень достижений дошкольного детства;
направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и, индивидуальных форм активности.
Общие условия:
признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся й воспитанников, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки; создание основы для самостоятельного успешного усвоении обучающимися и воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребенка;
доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами школы и СП. Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов детского сада , учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.
Формы преемственности
Работа с детьми:
экскурсии в школу;
посещение школьной библиотеки;
знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
выставки рисунков и поделок;
встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы);
совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
участие в театрализованной деятельности;
посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и другими специалистами).
Взаимодействие педагогов:
совместные педагогические советы (СП и школа);
семинары, мастер-классы;
круглые столы для педагогов СП и учителей школы;
психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
взаимодействие медицинских работников, психологов СП и школы;
открытые показы образовательной деятельности в СП и открытых уроков в школе;
Сотрудничество с родителями:
совместные родительские собрания с педагогами СП и учителями школы;
круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические гостиные;
родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
консультации с педагогами СП и школы;
встречи родителей с будущими учителями;
дни открытых дверей;
творческие мастерские;
анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры;
семейные вечера, тематические досуги;
визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);
заседания родительских клубов (занятия для родителей и детско-родительских пар).
Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и ДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно стать развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.
Список литературы
Дошкольная педагогика. Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. Под ред. В.И.Ядэшко, Ф.А.Сохина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1986.
Должикова Р.А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. – М.: Школьная Пресса, 2008.
Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г.Зубова. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Доскин В.А. Здоровье ребенка и его готовность к школе: пособие для родителей; под ред. В.А.Доскина. – М.: Просвещение, 2007