Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Чернышова Татьяна Дмитриевна
студентка 1 курса заочной формы обучения (СПО)
РИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России)
Палагута Анна Ивановна
студентка 1 курса заочной формы обучения (СПО)
РИ (Ф) ВГУЮ (РПА Минюста России)
E-mail: stas-tanya111@mail.ru
Понятие коррупции произошло от латинского «corruption». В различных иностранных словарях существует такой термин как «коррумпировать» — подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами).
Одной из самых острых проблем в нынешнем российском обществе является проблема коррупции. Коррупция стала камнем преткновения для ускоренной динамики развития страны, угрозой национальной безопасности, основной причиной низких темпов развития экономики, и социального разделения общества.
Коррупция, по мнению большинства авторов, не образует целостного состава преступления, а «действия, относящиеся к коррупции, обычно признаются различными самостоятельными преступлениями, которые могут выражаться в получении взятки, злоупотреблении должностными полномочиями, их превышении, в служебном подлоге, провокации взятки или коммерческого подкупа».
Несомненно, не точность в содержании понятия коррупции, отсутствие точного нормативно-правового определения этого явления не могло не сказаться на уровне эффективности борьбы с ним. Коррупция переросла в постоянный фактор общественной жизни и рассматривается как подкуп и продажность должностных лиц, применение своего «чина» для незаконного получения имущества или права на него, каких-либо услуг или льгот, в том числе и не имущественные. Данные криминальной статистики, социологические опросы, оценки и выводы экспертов показывают, что коррупция охватила все сферы, от государственной службы и правоохранительных органов до здравоохранения, образования, жилищно-коммунальной сферы.
Поражение коррупцией властных структур активно приводит к уменьшению роли государства как регулятора экономических и социальных процессов, склоняет к паразитированию незначительной части социума на проблемах и тяготах всего общества, приводит естественную систему взаимоотношений между гражданами в незаконный, часто криминальный мир.
Актуальность борьбы с этим социально опасным явлением вызвана множеством обстоятельств. Во-первых, коррупция ведет к серьезнейшим нарушениям прав и свобод человека и гражданина. Во-вторых, пропаганда коррупции серьезно дискредитирует государственный аппарат, и подрывает его авторитет в обществе. В-третьих, быстро происходит популяризация данного явления в государственно-властных структурах. На данный момент эти обстоятельства признаются не только ученными-юристами, но и представителями органов государственной власти, работниками правоохранительных органов, социологами.
Арнольд Хайденхаймер разделил коррупцию на 3 основных типа [1;25]
· Серую
· Белую
· Черную
Рассматривая понятие серой коррупции, нельзя однозначно сказать является ли данное деяние коррупцией или нет. Белая коррупция — это фактически та коррупция, действия которой не воспринимается ни элитами, ни общественным мнением в качестве законной, хотя формально таковой является. К черной коррупции относятся деяния, в отношении которых наличествует единодушное суждение.
По масштабу различают крупную и мелкую коррупцию. Крупная или политическая коррупция, характеризуется высоким социальным положением субъектов правонарушения, имеет место в высших уровнях государственного управления. Такая коррупция связана с большими деньгами и риском. Мелкая коррупция — подразумевает, получение взяток небольших размеров. Она осуществляется на низком уровне, по-другому коррупция ради выживания. Скрывать такой вид достаточно сложно, так как он охватывает большие слои населения.
Директор Института законодательства нормативно-правовых разработок Сулакшин С.С. подразделяет коррупцию на 5 видов [2;17]
1. Идейная коррупция
2. Экономическая коррупция
3. Бытовая коррупция
4. Кадровая коррупция
5. Конфликт интересов
Одним из основных методов борьбы с коррупцией и беззаконностью, должна быть публичность и прозрачность деятельности органов исполнительной и судебной власти, граждан и общественных формирований, средств массовой информации.
На сегодняшний день коррупция в нашей стране является нормой, а не исключением и поэтому необходимо немедленно принимать меры по ее уничтожению. Обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода.
Контроль может быть осуществлен при участии государственных антикоррупционных структур с гражданским обществом. Поэтому необходимо разработать способы и средства, ориентированные на население, с тем, чтобы поощрять общественность и отдельных граждан к предоставлению объективной информации о коррупции чиновников. Необходимо создать административную юстицию, административные суды, которые позволяли бы гражданам обжаловать акты, действия или бездействия публичной администрации.
Для достижения долгосрочных успехов в борьбе с коррупцией эту борьбу необходимо осуществлять не только в тех сферах, в которых она уже ведётся. В настоящий период осуществляемая в нашей стране борьба с коррупцией ведётся почти исключительно правоохранительными и другими органами власти или близкими к ним организациями. Такая борьба с коррупцией ориентирована на контроль со стороны государства возможных коррупционных действий должностных лиц и граждан различных социальных статусов, выявление участия в этих действиях конкретных коррупционеров и осуществление их наказания. В этом необходимость и польза такой борьбы с коррупцией. Но только усилиями правоохранительных органов, судов и других органов власти вряд ли возможно реально снизить уровень коррупции при широкой распространённости соответствующего ей характера.
В борьбе с коррупцией необходимо также целенаправленно поддерживать исключение воспроизводства этоса коррупции среди государственных и муниципальных служащих, бизнесменов и граждан иных социальных статусов. Одновременно было бы желательно постепенно и поэтапно формировать и поддерживать некоррупционный характер взаимоотношений в нашем обществе. Этих целей невозможно достигнуть без массовой гражданской активности и свободного от нынешних бюрократических ограничений общественного контроля, без проведения широких публичных дискуссий о реальной сущности и смыслах неформальных норм и правил поведения, приводящих к коррупции [3;123]
Литература