Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Л.Э.Коваленко (г.Иркутск)
Студентка 1 курса магистратуры ПИ ИГУ,
факультет прикладной психологии,направление
"психологическое консультирование в образовании"
Жизненные ценности студентов, осмысление их природы и пути влияния на формирование этих ценностей - одна из актуальных проблем современной психологической науки, которая должна рассматриваться с учетом своеобразия личностного развития в студенческом возрасте, а также в контексте реформирования образования и профессионального становления будущих специалистов. Ценности конкретной личности формируются под влиянием социальной среды, особенностей тех социальных групп, в которые она входит.
Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценности играют важную роль в направлении, ориентации и регулировании отношений людей и общества.Особое значение приобретает процесс ценностного самоопределения в вузе, становление системы ценностных ориентаций, которая особенно необходима для успешной реализации будущей профессиональной деятельности в системе «человек-человек». С точки зрения возрастной психологии, в студенческом возрасте изменяются черты внутреннего мира и самосознания. У молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Человек стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.
Интересно и практически важно выявить особенности жизненных ценностей у студентов-психологов. В связи с этим нами было проведено исследование на базе ПИ ИГУ города Иркутска. В число респондентов были включены испытуемые в количестве 80 человек, студенты факультета психологии и гуманитарии. Возраст участников исследования составил от 18-24 лет. Мы использовали стимульный материал методик: «Ценностные ориентации» М. Рокича и «Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной. В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой особенности жизненных ценностей у студентов- психологов по сравнению со студентами-гуманитариями имеют свою специфику, которая выражается в доминировании таких жизненных ценностей как: саморазвитие и социальные контакты.
Результаты изучения жизненных ценностей студентов-психологов позволяют говорить о том, что студенты-психологи имеют достаточно высокие показатели по шкале саморазвития,что свидетельствует о стремлении человека получать объективную информацию об особенностях его характера, способностей, др. характеристиках своей личности.Стремление к самосовершенствованию, серьезное отношение к своим обязанностям, компетентность в делах, снисходительность к людям и их недостаткам и требовательность к себе. Также студенты-психологи имеют высокие показатели по шкале социальных контактов,что указывает на стремление человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких людей, как правило, значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто убеждены в том, что самое ценное в жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Высокая значимость ценности обучения и образования,что указывает на стремление человека к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора.
При сравнительном исследовании особенностей жизненных ценностей студентов-психологов и студентов-гуманитариев выявлены статистически значимые различия( р≤0,05 - U-критерий Манна-Уитни ), которые показывают, что особенности жизненных ценностей студентов-психологов состоят в высоком значении ценностей саморазвития, обучения, социальных контактов и низких показателях ценностей креативности, престижа и сферы общественной жизни. В целом, выполненное исследование подтвердило гипотезу о том, что особенности жизненных ценностей у студентов-психологов, по сравнению со студентами-гуманитариями, имеют свою специфику.
Литература