Евразийский
научный
журнал

Особенности учета доходов в компаниях по оказанию услуг в области информационных технологий

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Старостина Инна Викторовна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 5198
Показать PDF версию Особенности учета доходов в компаниях по оказанию услуг в области информационных технологий

Инна Викторовна Старостина
студент, кафедра «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
Институт экономики и бизнеса
ФГБОУ ВО «Московский гоcударственный университет
технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ),
Москва

Inna Viktorovna Starostina
student, the directions of training «Accounting, analysis and audit»
Department of Economics and Business
Moscow State University of Technologies and Management
named after K.G. Razumovskiy

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению характерных черт учета доходов в компаниях, занимающихся оказанием услуг в сфере информационных технологий. В ходе исследования выявлены наиболее уязвимые места действующих стратегий учета, а также предложены методы повышения эффективности ведения учета доходов.

Ключевые слова: учет доходов, оказание услуг, информационные технологии, бухгалтерский учет, методические указания, отражение доходов, финансовые операции

Annotation. The article considers the specific features of accounting income in companies engaged in the provision of information technology services. The study identified the most vulnerabilities of existing accounting policies, as well as the proposed methods to improve the efficiency of revenue accounting.

Keywords: records of income, the provision of services, information technology, accounting, guidance, reflection, revenue, financial transactions

Развитие отрасли услуг в области информационных технологий приобрело в последнее десятилетие поистине глобальный масштаб даже для такой крупной экономики, как российская. Основные особенности самих компаний – высокая доля присутствия инвестиционного капитала на стадии открытия проекта, деятельность в условиях постоянно изменяющихся политических векторов, становление стратегических условий и сценариев деятельности при регулярных манипуляциях по изменению рыночной экономики. В определенный период это стало причиной функционирования в отсутствии нормативно-методических указаний по учету хозяйственных операций. Это привело к формированию собственных понятий и методик ведения учета доходов компаний, оказывающих услуги в сфере информационных технологий. Основная оценка, которую можно дать учету доходов на таких предприятиях – отсутствие систематизированного, структурированного подхода в отрасли, что противоречит самому понятию предмета осуществления деятельности таких компаний.

Наиболее ярким примером отсутствия системного подхода является тот факт, что на разных предприятиях и даже в филиалах или обособленных подразделениях одной компании могут отличаться методы учета доходов. Главной проблемой, проистекающей от такого разнообразия средств учета, является несопоставимость и существенные содержательные различия финансовой и налоговой отчетности таких компаний. Это накладывает определенный отпечаток не только на признание налоговой базы для последующего налогообложения, но и на информацию, предоставляемую акционерам и инвесторам, на аудиторские заключения.

Учитывая быстрое развитие и рост компаний инновационной отрасли, необходимым изменением представляется разработка норм и методов правильного отражения хозяйственных процессов, особенно в части учета доходов предприятия. Достоверное отражение движений по счетам доходов компаний, оказывающих услуги в сфере информационных технологий, позволит снизить объем убытков, сократит вероятности потери прибыли, а также повысит эффективность деятельности компании в кратко- и среднесрочной перспективе.

При этом важно понимать, что потребность в системном подходе в учете доходов компании, оказывающей услуги в сфере IT, существует еще и по причине нужд менеджмента для принятия решений оперативно и на основе достоверной информации. Информационно-технологическая парадигма функционирования современных компаний обязывает иметь альтернативные решения для различных ситуаций внешнего и внутреннего характера, способных оказать влияние на деятельность и н а результирующие её показатели.

Учитывая особенности учетной политики предприятий рассматриваемой сферы деятельности, необходимыми условиями ведения учета доходов являются достоверные данные по таким показателям, как доход, прибыль по каждому виду деятельности и детальные данные по иным аналитикам. Именно эти данные помогают принимать решения о развитии конкретных видов деятельности, о прекращении разработки какого-либо продукта или о приостановлении оказания услуг.

Исследование отечественной литературы по вопросу методических и теоретических основ учета доходов предприятий, оказывающих услуги в сфере IT, показало отсутствие комплексных исследований, а также выявило проблемы корректной организации учетного процесса в компаниях информационного комплекса.

В частности, изучение практического опыта показало, что компании в изучаемой сфере используют разные порядки отражения доходов от оказания услуг. Эта проблема вызвана отсутствием методических рекомендаций по порядку признания выручки от оказания услуг, по планированию, учету и калькуляции себестоимости оказываемых услуг. Необходимым условием кардинального изменения сложившейся ситуации является утверждение на государственном уровне методических рекомендаций.

При имеющихся недостатках ведения учета доходов на предприятиях описываемой отрасли, стоит отметить и позитивную динамику, связанную с применением многофункциональных комплексных программных средств для учета финансовых операций (SAP, Oracle и прочие).

Одной из главных особенностей оказания услуг в сфере информационных технологий является невещественный характер продукции, а также зачастую временного совпадения процессов производства (оказания) и потребления услуги. Именно эти факторы составляют основание ля признания доходов в учете в тот момент, когда услуга фактически оказывается потребителю.

Оказание услуг в сфере информационных технологий предполагает заключение договора возмездного оказания услуг, согласно которому исполнителем является компания, а заказчиком – пользователь услуг. Нередка ситуация, при которой договором предусмотрено открытие лицевого счета для зачисления абонентской платы, то есть по факту такой лицевой счет должен рассматриваться как аналитический счет, используемый для аккумулирования информации по расчетам.

Поскольку учет доходов компании предполагает рассмотрение внешних и внутренних признаков, то одним из внутренних может быть вид оказываемых услуг, а внешним – номер лицевого счета заказчика.

Согласно данным, выгруженным из информационной системы учета данных в компании, по лицевым счетам заказчиков, бухгалтерия предприятия должна производить итоговые проводки по начислению доходов по счету «Продажи».

Еще один важный вопрос в части методических рекомендаций по учету доходов компаний, оказывающих услуги в области информационных технологий, состоит в учете скидок разной величины, которые определяются для заказчиков услуг. Такие скидки значительно повышают конкурентоспособность компании на рынке IT-услуг. Одновременно с этим, скидка является уменьшением заявленной ранее цены на услугу. В связи с этим возникает методологический вопрос, касающийся возможности бесплатного получения части услуг.

В связи с этим особое внимание необходимо уделить правильному оформлению скидки. Договор при наличии такого условия должен быть оформлен таким образом, чтобы цена услуги признавалась равной новой цене, в которой уже учтена скидка. Это позволит избежать неверного толкования получения заказчиком части услуги безвозмездно.

Еще одним стратегическим вопросом в части особенностей учета в компаниях, оказывающих IT-услуги, является переход практически всех субъектов хозяйствования на МСФО. Особенно актуальным это выглядит в свете регулярного привлечения иностранных инвестиций. Как уже отмечалось выше, оказание услуг в сфере информационных технологий характеризуется невещественным характером услуги. Для МСФО основные критерии для учета такого вида активов: отсутствие материальной формы, возможность идентифицировать актив, наличие контроля и получение выгод от использования актива. В этой части основные проблемы возникают с учетом затрат на создание таких активов. Компания должна учитывать множество факторов, к которым относятся, в том числе, период использования актива, наличия юридических условий ограничения использования актива и прочие. Срок полезного использования при этом определяется при учете всех факторов экономического и правового характера. Этот вопрос имеет и важное стратегическое значение для учета доходов будущих периодов компаний, оказывающих услуги в сфере информационных технологий, в том числе потому, что услуги и продукты таких компаний подвержены частным изменениям в связи с развитием новых.

В настоящее время реализован один из важных принципов бухгалтерского учета доходов и расходов по услугам информационно-технологического характера – раздельный учет в разрезе видов услуг и других аналитических критериев. Это необходимо не только для корректного ведения бухгалтерии, но и имеет стратегическое значение, позволяя менеджменту компании иметь достоверные данные о рентабельности услуг. Для раздельной аналитики используются данные: вид услуги, вид дохода/расхода, подразделение, элемент связи. Этот принцип должен лечь в основу современных методических указаний по учету в компаниях инновационной сферы.

Важность вопроса организации учета доходов в компаниях, оказывающих IT-услуги, становится очевидной при рассмотрении вопросов налогообложения, в частности, исчисления налога на прибыль. В частности, нужно учитывать, что рассматриваемые компании имеют право на применение порядка амортизации ЭВМ, предусмотренного в ст. 259 НК РФ. То есть при исчислении налога на прибыль, затраты, которые понесла компания в результате приобретения такого имущества, могут уменьшать налоговую базу по мере ввода нового оборудования. Эти возможности предоставляются исключительно организациям, отвечающим требованиям, указанным в пп. 7 и 8 ст. 241 НК РФ. Стоит также отметить, что пренебрегать такой возможностью компаниям, оказывающим услуги в сфере информационных услуг, не стоит, поскольку налоговых льгот для IT-компаний довольно мало.

Таким образом, исследование вопроса особенностей учета доходов в компаниях, оказывающих услуги информационно-технологического и инновационного характера, показал отсутствие комплексного, единого и структурированного подхода к учету финансовых операций в таких компаниях. Однако необходимость принятия управленческих решений, а также потребность в формировании налоговой отчетности определили вектор развития основных приемов и методов, используемых практиками, действующими бухгалтерами в исследуемых компаниях. Некоторые из таких методов стоит перенести в основу методических указаний по ведению учета для IT-компаний. Например, обоснованной выглядит работа по ведению учета прихода от клиентов компаний в разрезе аналитических счетов, формируемых на базе лицевых счетов клиентов. Также видится необходимость ведения учета доходов в разрезе видов услуг и активов, что приведет не только к более детальному ведению отчетности, но и позволит обеспечить руководство компании максимальными аналитическими данными, необходимыми для принятия управленческих решений.

Список использованных источников:

  1. Бочкарева Т. А. Отраслевые особенности отражения в учете доходов и расходов оператором сотовой связи // СТЭЖ. 2014. №1 (19) С.122-125.

  2. Изотова Е.А. Учет и аудит финансовых результатов деятельности предприятия // Актуальные вопросы экономических наук. 2015. №43 С.132-137.

  3. Мухина Е.Р. Формирование доходов, расходов, финансовых результатов с точки зрения бухгалтерского финансового учета // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2015. №2 С.2.

  4. Яковлева А.А., Шилова Л.Ф. Особенности учета «Доходов организации» по РСБУ и МСФО // IN SITU. 2015. №1 С.64-66.