Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Лапина Ирина Валериевна
преподаватель МКТ РУТ (МИИТ),
Россия, г. Москва
Подростковый возраст — один из наиболее сложных периодов развития человека. Обычно этот возраст называют переходным.
У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов. Поэтому в руках неопытных педагогов сопротивляемость трудных подростков может усилиться по мере того, как будет задеваться его «больное место». Подростки постепенно, выходят из под контроля родителей и педагогов, становится на путь поступков, которые могут привести к серьезным последствиям.
Как правило, трудные подростки, очень активны, но их активность обычно отрицательного характера.
Трудновоспитуемые подростки — это педагогически запущенные дети; нравственная деформация их личности является следствием педагогических просчетов.
Педагогически запущенные подростки характеризуются преимущественно импульсивным поведением, четко выраженным общественно отрицательным потребностям, гипертрофией примитивных желаний, извращенной направленностью потребности в общении, что приводит к искаженному представлению о дружбе, товариществе, долге, чести. У таких подростков обычно деформированы духовные и эстетические потребности. У них обычно нет интереса к учебе.
Социально и педагогически запущенные подростки характеризуются следующими особенностями учебной деятельности:
1. Неуспешность, затрудненность учебы, низкий уровень обучаемости.
2. Социально-психологическая дезадаптация в учебном заведении, проявляющая в слабом овладении новой социальной ролью.
В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления).
Профилактика и предупреждение девиантного поведения трудных подростков становится не только социально значимым, но и психологически необходимым мероприятием. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
— выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности трудных подростков и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
— современная диагностика асоциальных отклонений в поведении трудных подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.